EN

«На главе куколь, в руке церковь»: образы преподобного Ефрема Новоторжского в собрании Тверской областной картинной галереи (к 450-летию перенесения мощей)

24 июня

О коллекции церковного искусства, хранящейся в Тверской областной картинной галерее, можно по праву сказать, что она не только многочисленна, но и обладает высокими художественными достоинствами. Наибольший интерес вызывает собрание образов святых, особо почитаемых на Тверской земле, в число которых входит и преподобный Ефрем Новоторжский (? – 1053).

Угр (венгр) по происхождению, боярин Ефрем вместе с братом Георгием служил в дружине будущего святого – князя Бориса. В 1015 году, потрясенный страшной гибелью князей Бориса и Глеба и брата Георгия, он, решив «оставить свой болярский сан и дом», отправился в поисках уединения в Верхневолжье. Там, на берегу Тверцы, Ефрем заложил деревянный храм будущего монастыря, а спустя время вместе со своим учеником Аркадием (Новоторжским) возвел каменный собор во имя святых князей Бориса и Глеба. Именно вокруг этого собора постепенно возникла величественная обитель, слава о которой распространилась далеко за пределы Торжокской и Тверской земель.

В историю Русской Православной Церкви преподобный Ефрем вошел как основатель и игумен торжокского  монастыря, что привносит в его иконографию дополнительную символику. Так преподобного принято изображать старцем в схимническом облачении (ряса, мантия, аналав; голову покрывает куколь), держащим в левой руке модель храма. Именословным перстосложением правой руки он благословляет каждого обращающегося к нему.

Помимо единоличных изображений святого Ефрема существуют иконографические изводы (варианты), наиболее известные из которых представлены на выставке. Большое распространение получило изображение святого вместе со своим ближайшим учеником и сподвижником – преподобным Аркадием Новоторжским (юный возраст которого подчеркивается длинными темными волосами и отсутствием бороды). В таких парных композициях появляется элемент архитектурного пейзажа – условное изображение главного храма новоторжской обители. Особое выражение данный извод получил в паломнических иконах, которые благочестивые богомольцы увозили на память из Борисоглебского монастыря. 

Не менее любопытны и многофигурные композиции, на которых преподобные Ефрем и Аркадий изображены с другими местно почитаемыми святыми: князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, благоверным князем Георгием и Иулианией Новоторжскими...

О высокой степени почитания святого Ефрема говорит пышная композиция первой половины XIX века «Избранные святые с облачным деисусом». В молении Спасителю и Его Пречистой Матери предстоят не только местные (благоверный князь Михаил Тверской, святитель Арсений Тверской), общецерковные (мученица Наталия), но и общехристианские святые (святитель Николай Чудотворец, великомученик Георгий, один из апостолов)...

Церковное почитание преподобного Ефрема, утвердившееся с момента обретения и перенесения его честных мощей, увенчалось многими чудесами, самое яркое из которых – спасение Торжка от иноземцев в период Смутного времени. Недаром в молитвах к святому встречается обращение к нему как к «граду Торжку покрове». И народная любовь, родившаяся уже при земной жизни этого кроткого чудотворца, без всякого сомнения, жива и сегодня…