EN

Сергей Николаевич Юренев (1896-1973)

12 июня

Имя Сергея Николаевича Юренева (1896-1973), ученого-археолога, краеведа, музейного работника (фото 1), чья судьба некоторое время была связана с Тверью и Тверской областной картинной галереей, к сожалению, малоизвестно сегодня. 12 июня 2021 года исполнилось 125 лет со дня его рождения, и представленная виртуальная выставка является данью памяти Сергею Николаевичу. В ней мы хотим рассказать об этом человеке и его непростом жизненном пути, а также о вкладе его в развитие искусствознания и музейного дела в Тверском крае.

I. Биография

Родился Сергей Николаевич в селе Заскарки Лепельского уезда Витебской губернии в семье управляющего Витебским отделением Государственного банка Николая Николаевича Юренева (1842-1901) и его супруги Елены Карловны (урожденной Каролины Роселли, 1855-1942). Дворянский род Юреневых известен с XIV века [1], «немецко-итальянская семья Кистеров и Роселли обрусели еще при Елизавете Петровне и жили в московской Немецкой слободе» [2]. Кроме Сергея у Юреневых было еще 4 детей: Николай (1878-1943), Ольга (1881-1912), Владимир (1883-1930) и Георгий (Юрий) (1887-1937).

Сергей Николаевич, еще учась в Витебской мужской гимназии, «вольнослушателем посещал лекции Витебского отделения Московского археологического Института, потом поступил в число студентов института и кончил его осенью 1918 года» с отличием [3]. По окончании его он был оставлен при Институте в качестве научного сотрудника для подготовки к профессорскому званию, а в 1920 г. – назначен Советом института заведующим кабинетом церковной археологии при Витебском Отделении Московского археологического Института [4]. В некоторых источниках имеются сведения, что он обучался также на юридическом факультете Петроградского (сегодня Санкт-Петербургского) государственного университета [5].

В 1920 году семья Юреневых переехала из Витебска в Тверь. В автобиографии, хранящейся в Бухарском музее, Сергей Николаевич писал, «что в Твери он работал в различных учреждениях: инструктором политпросвета, председателем экскурсионного бюро, заведующим музеем социального обеспечения, заведующим библиотекой Тверского губисполкома…» [6]. Также в 1920-1921 годах он был активным участником Общества изучения Тверского края и Литературно-художественного общества им. И. Никитина [7], в этих же годах завязались крепкие дружеские отношения его с известными художниками Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым (1885-1947) и Антониной Федоровной Софроновой (1892-1966) (фото 2,3), которые были приглашены преподавать в организованные в 1920 году в Твери Свободные государственные художественные мастерские и руководили в них мастерскими живописи [8].

После ареста старших братьев Георгия и Владимира в конце 1920-х годов Сергею Николаевичу пришлось уехать в Узбекистан, где он прожил несколько лет, преподавая в вузах Ферганы и Бухары. В конце 1934 года он был вынужден вернуться в Тверь из-за болезни матери [9].

В 1935 году Сергей Николаевич поступил консультантом в Калининский областной краеведческий музей, затем перешел в Калининскую картинную галерею старшим научным сотрудником (фото 4,5), где проработал до осени 1939 года, внеся значительный вклад в развитие музейного дела Тверского края: по его предложению здание церкви Вознесения Господня было приспособлено под картинную галерею, им же был произведен первоначальный отбор музейных предметов для ее экспозиции [10]; в 1937-1939 годах он занимался исследованием творчества А.Г Венецианова и его учеников, кропотливо изучая материалы в Калининском историческом архиве (фото 6), в мае-июне 1939 года он осуществил экспедицию по «Венециановским местам». Осенью 1939 года, оставив должность научного сотрудника галереи, стал преподавать латинский язык в Калининском педагогическом институте.

В годы Великой Отечественной войны во время оккупации города Калинина Сергей Николаевич Юренев, наблюдая за разорением музейных фондов, по собственной инициативе вызвался возглавить объединенные 24 июля 1941 года под общей дирекцией картинную галерею и краеведческий музей и приложил большие усилия для скрытия от захватчиков произведений художественного собрания, вследствие чего удалось избежать его значительного разорения. После освобождения города Сергей Николаевич был арестован за сотрудничество с немцами и осужден как «изменник Родины» на 10 лет лишения свободы [11].

Полностью отбыв срок в лагере «В» Горьковской области, Юренев приехал в Бухару, где в 1952-1958 годах работал штатным археологом Специальных научно-реставрационных производственных мастерских и активно участвовал в археологических исследованиях на территории Средней Азии, изучал памятники архитектуры и ремесла, собирал древности, переданные позже в Эрмитаж, МГУ и Бухарский музей. В 1958 году, выйдя на пенсию, он продолжал участвовать в археологических и этнографических исследованиях, а также в качестве гида проводил экскурсии по Бухаре. Местные жители искренне уважали и любили Сергея Николаевича, называя его «Калон Бобо» (Высокий старец), что означало не только его немалый рост, но и отражало душевные качества его, высоко оцененные бухарцами (фото 7).

Умер Сергей Николаевич в 1973 году. В 1989 году был реабилитирован, в сентябре 1995 года по ходатайству ученых и жителей Бухары правительство республики Узбекистан присвоило одной из улиц города его имя.

II.  Научное наследие.

В научном архиве Тверской областной картинной галереи хранится «Отчет об экспедиции в «Венециановские» места», опубликованный в изданной ТОКГ в 2014 году книге «Алексей Гаврилович Венецианов и ученики», в котором Сергей Николаевич Юренев описывает осуществленную им в период с 23 мая по 2 июня 1939 года поездку (фото 8) в селения Брусовского района Калининской области (ныне территория Удомельского района Тверской области). Работа им велась в селе Поддубье и прилежащих к нему поселениях, которые «ввиду трудности получения подводы и дороговизны ее» Сергей Николаевич обошел пешком, пройдя в общей сложности около 200 км. [12]

Во время экспедиции Юреневым были обнаружены произведения А. Г. Венецианова и его круга в Поддубской, Дубровской, Ново-Маковищенской церквях, а также у жителей деревень Покровское, Микашиха и Язвиха. В своем отчете и в статье «Новые материалы об А. Г. Венецианове», также хранящейся в научном архиве галереи и опубликованной в уже упомянутой выше книге, Сергей Николаевич впервые описал и атрибутировал иконы, созданные Алексеем Гавриловичем Венециановым (1780-1847) и Григорием Васильевичем Сорокой (1823-1864), высказал свои предположения по поводу изображенных на иконах Венецианова типажах, записал воспоминания жителей обследованных им деревень. Так, интересным является рассказ Юренева о Яше-живописце (Якове Ивановиче Русичеве – ученике Сороки), записанный им со слов жителей Дубровского и окружающих селений и дополненный племянником художника Василием Ивановичем Сычевым, у которого Сергей Николаевич приобрел живописный портрет отца художника, хранящийся ныне в Тверской областной картинной галерее и представленный на виртуальной выставке (фото 9). Также в своем отчете он описывает икону кисти Г. В. Сороки «Спас Нерукотворный» («икона интересна, тип Христа – Венециановский» прим. С.Н. Юренева), хранившуюся у Арсения Павловича Беляева, внучатого племянника художника, и поступившую от него в галерею позже, в 1940 году. По словам Беляева, «икона эта первоначально принадлежала сестре художника Евдокии Васильевне и была продана ее сыном Тихоном Савельевичем за 1 рубль Павлу Нестеровичу, отцу нынешнего его владельца» (А.П. Беляева) [13]. Этот образ также представлен на виртуальной выставке (фото 10).

Во время этой экспедиции Сергеем Николаевичем Юреневым была найдена в архиве Поддубской церкви запись о смерти А.Г. Венецианова: «Умер 4 декабря. Похоронен 14 декабря». Им же было исследовано и «Дело по отношению канцелярии г. губернатора о разбитии лошадьми помещика Венецианова», начатое Тверским губернским правлением 5 февраля и оконченное 13 октября 1848 года (Калининский исторический архив, фонд Тверского губернского правления, дело №36942) [14], которое содержит подробности расследования трагической смерти известного художника.

Хочется упомянуть также о научных работах Сергея Николаевича Юренева, которые были напечатаны при его жизни. К сожалению, их немного. Так, в номере журнала «Старые годы» за 1916 год (январь-февраль), издававшемся в 1909-1916 годах в Санкт-Петербурге «для любителей искусства и старины», увидела свет статья «Картина из Геркуланума в Гатчинском дворце», написанная Юреневым во время его обучения в Московском археологическом институте. В ней он проводит искусствоведческое исследование о небольшой картине на куске мрамора, найденной во время раскопок в Геркулануме – одном из древнеримских городов, засыпанных пеплом Везувия, и изображающей трех граций, с которой позже, в 1760 году, была сделана гравюра А. Грековым и Е. Виноградовым. С текстом этой статьи можно ознакомиться на фото 11, 12.

В 1940-м году в Калининском областном литературном издательстве вышла в свет книга С. Н. Юренева «Кимрский резчик по дереву Абаляев» (фото 13,14), которая была переиздана в Москве в 2011 году к 115-летию со дня рождения Сергея Николаевича по инициативе его биографа  Н. М. Михайловой. В очерке рассказывается о жизни и творческом пути Ивана Михайловича Абаляева (1901-1941) (фото 15), скульптора-самоучки из города Кимры Тверской области. Возможно, желание написать книгу о талантливом мастере, подкрепленное интересом самого автора к народным ремеслам, возникло у Юренева после состоявшейся в 1939 году в Калининской картинной галерее выставки работ Абаляева. Биографические данные, изложенные в книге, были почерпнуты им из личных «бесед с самим Иваном Михайловичем, своеобразный и красочный строй речи которого» автор старался «по возможности сохранить в своем изложении» [15] (фото 16). В очерке Сергей Николаевич анализирует творчество резчика, подробно описывая деревянные скульптуры, созданные мастером и находящиеся ныне в Кимрском краеведческом музее. Также в книге им описаны два произведения Абаляева, хранившиеся в Калининской областной картинной галерее и утраченные во время оккупации Калинина в годы Великой Отечественной войны: авторское повторение скульптуры «Рыболов» (фото 17) и скульптура «Мальчик». Сегодня в Тверской областной картинной галерее хранятся работа по дереву мастера «Игра в шашки» (фото 18) и два живописных полотна его кисти «Колхозники в поле. (Едут в город)» (фото 19) и «Пьяный кустарь в избе – хозяин» (фото 20), являющиеся яркими образцами наивного искусства, поступление которых в галерею происходило, вероятно, при участии Сергея Николаевича Юренева.

Текст: Ольга Андреева, заведующий информационно-издательским отделом ТОКГ.

      Использованные источники и литература:

1.      Юренев Р.Н. В оправдание этой жизни. – М.: Материк, 2007 – С. 38

2.      Юренев Р.Н. В оправдание этой жизни. – М.: Материк, 2007 – С. 41

3.   Сергей Николаевич Юренев. Человек, Личность, а также музейный работник, археолог, краевед… К столетию со дня рождения. – Бухарский музей. 1996 г. – С. 3

4.      Там же – С. 4

5.      Там же – С. 28

6.      Там же - С. 4

7.      http://www.domarchive.ru/gallery/urenev/5398  

8.      Бойцова Т.И. Особенности художественной жизни Твери в 1917-1930 гг. (к истории создания Союза художников России) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008 г., №3 – С. 210

9.     Сергей Николаевич Юренев. Человек, Личность, а также музейный работник, археолог, краевед… К столетию со дня рождения. – Бухарский музей. 1996 г. – С. 5

10.    Алексей Гаврилович Венецианов и ученики. Коллекция. История изучения. Тверь: ООО «Гид», 2014 г. - С. 67

11. Там же

12. Там же – С. 68

13. Там же – С. 71

14. Там же – С. 84

15. Юренев Сергей Николаевич. Кимрский резчик по дереву Абаляев. Калининское областное литературное издательство, г. Калинин. 1940 г. – С.4