КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН
9 АПРЕЛЯ в 14.00 приглашаем на лекцию "КОСТЮМЫ И МОДА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II
Афиша мероприятий Тверской областной картинной галереи на АПРЕЛЬ 2023

EN

«На страже мира». К 80-летию Сталинградской битвы

Опубликовано 02.02.2023

В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты
к Мамаеву кургану
придёшь
второго февраля.

И там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы...

М. Агашина. Второе февраля. 1978 г.

2 февраля 1943 года разгромом немецко-фашистских захватчиков завершилась Сталинградская битва – одно из самых затяжных и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны, продолжавшееся долгие двести дней и ночей.

Сталинград являлся принципиальной фронтовой позицией: Волга была главной водной артерией, соединявшей европейскую и азиатскую части страны, Сталинградский тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского (СТЗ) являлся основным поставщиком для советской армии танковой военной техники и комплектующих, также немаловажной была и идеологическая составляющая – город носил имя вождя. Пропустить врага здесь означало проиграть войну и обесценить подвиг, совершенный советскими солдатами при обороне Москвы, поэтому на всем протяжении операции бои отличались крайней ожесточенностью.

В августе 1942-ого начались масштабные бомбардировки, гитлеровская коалиция планировала стереть Сталинград с лица земли, город был объят настоящей огненной бурей, а мирное население оказалось запертым в этом котле. Несмотря на то, что бомбардировки люфтваффе превратили Сталинград в руины, а войска противника смогли занять около 90 процентов города, победить им так и не удалось. Ценой невероятных усилий в сложнейших условиях городских боёв советским войскам удалось удержать позиции.

Осенью 1942 года началась подготовка советской контратаки, 19 ноября стартовала операция «Уран», в результате которой Сталинград был освобождён, а враг разбит. Важнейшее Генеральное сражение было выиграно – город не сдался. По итогам битвы Красной армии удалось совершить перелом в ходе как Великой Отечественной, так и Второй мировой войны. В плен были захвачены около 110 тысяч солдат и офицеров, 24 генерала и фельдмаршал Фридрих Паулюс. Война была еще не окончена, но нацистская Германия уже медленно двигалась к своему поражению. За эту победу была заплачена очень высокая цена: потери СССР составили 1 130 000 человек.

Подвиг советских солдат и мирного населения при обороне Сталинграда многократно отражен в отечественном и мировом культурном наследии – литературе, музыке, кинематографе, изобразительном искусстве. В 1943 году Константин Симонов написал свою знаменитую повесть «Дни и ночи», через три года писатель Виктор Васнецов, который воевал на Мамаевом кургане и был награжден медалью «За оборону Сталинграда», описал страшные те события в повести «В окопах Сталинграда». Документальные и художественные фильмы, посвященные этой теме, всегда находят отклик в сердцах зрителя: «Сталинград» (1943) Леонида Варламова, «Сталинградская битва» (1949) Владимира Петрова и многие другие. Драматизм тех дней передан и в музыкальных произведениях Сергея Прокофьева ("На страже мира", «Город герой – Сталинград»), Дмитрия Шостаковича («Симфония № 8»), Арама Хачатуряна («Битва за Сталинград»).

Известный советский живописец, уроженец города Бежецк Тверской губернии Александр Николаевич Самохвалов в 1947 году создал свою хрестоматийную картину «Сталинградцы» (200х245), которая находится сегодня в коллекции Государственного Русского музея. Среди множества героических историй Сталинградской битвы есть одна, возможно, вдохновившая Самохвалова на написание своего произведения, – это Оборона дома Павлова, когда двадцать пять солдат одиннадцати национальностей под предводительством сержанта Якова Павлова держали оборону одного дома пятьдесят восемь дней. Среди бойцов была и женщина – санитарный инструктор Мария Ульянова, которая во время вражеских атак наравне с бойцами брала в руки оружие.

Рождению столь монументального полотна Александра Самохвалова предшествовала серьезная умозрительная работа живописца – создание подготовительных этюдов, эскизов, набросков на основе фото- и кинохроник, а также бесед с участниками тех страшных событий. Эти эскизы имеют высокую художественную ценность как самостоятельные живописные произведения. Александр Николаевич Самохвалов оставил такие воспоминания: «Я писал несколько этюдов к этой картине: девушка, боец, пулеметчик. Для меня был важен отброшенный взрывной волной занавес. Иногда я сомневался: может быть, я придумал для композиции, но военные, с которыми я консультировался, заверили меня, что так могло быть».

Один из эскизов хранится в живописном фонде Тверской областной картинной галереи, он поступил в коллекцию из собрания вдовы художника Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой, с которой сотрудники галереи поддерживали теплые дружеские отношения до последних дней ее жизни. Согласно масштабному замыслу Самохвалова, на холсте развернута весьма сложная композиция, изображающая бойцов, готовящихся отразить натиск врага. Центральными в композиции становятся три образа – раненный солдат, медсестра, подхватившая его, и вторая медсестра, принявшая из рук бойца автомат и готовящаяся продолжить бой. Несколькими легкими мазками мастеру удается наделить героев явно читающимися характерами, живой пластикой. С большой эмоциональной силой живописец передает весь накал и драматичность момента. Позже Александр Самохвалов в своей автобиографии «Мой творческий путь» напишет: «В этой картине мне хотелось передать мужество наших людей – мужчин и женщин. Женщин, сражающихся наравне с мужчинами».

Героизм советских солдат, отдавших свои жизни при обороне Сталинграда, навсегда сохранен в мировом культурном наследии, в сердцах и памяти потомков!

Текст: Анастасия Лебедева, научный сотрудник.

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971).
Эскиз к картине "Сталинградцы" (Город не сдается).
1940-е гг. Холст, масло.
17,4х21,6 см.
Собрание Тверской областной картинной галереи.

Телефон для справок:

(4822) 34-31-56, 34-62-43



Новости и события