Я не портретист. Я – просто художник.
В. А. Серов
Живописца и графика Валентина Александровича Серова (1865-1911) чаще всего воспринимают как портретиста: при жизни мастер чаще экспонировал портрет, и большинство самых известных его произведений относится именно к этому жанру. Тем не менее, творческое наследие художника составляют и умиротворяющие сельские пейзажи, и жизненные бытовые картины, и поражающая своей реалистичностью анималистика.
В фонде графики Тверской областной картинной галереи хранится коллекция рисунков животных, выполненных Валентином Серовым. Среди них – иллюстрации к басням Ивана Андреевича Крылова («Квартет», «Волк и пастухи»). При всем лаконизме линий фигуры каждого персонажа басни полны жизни, в них легко угадать характер, ведь художник акцентировал лишь главные качества героев.
Искусством такого легкого, динамичного штриха Серов овладел еще в детские годы, когда, будучи девятилетним мальчиком, в Париже стал учеником Ильи Ефимовича Репина. Тогда же определились интересующие будущего мастера темы, среди которых видное место занимают лошади.
Но цепкий взгляд художника привлекали вовсе не породистые арабские скакуны, а простые крестьянские лошадки, безропотные, выносливые и такие дорогие русскому сердцу! Часто лошади Серова запряжены в телегу или сани, оседланы лихим наездником или грациозной амазонкой. Но нередко внимание мастера сосредоточено только на фигуре животного, и мы, не отвлекаясь, любуемся плавностью линий и красотой пропорций.
В двух портретах («Баба с лошадью», «Мальчик с курицей») животные гармонично дополняют характер модели, словно являясь естественным продолжением образа. Главная же черта всех этих рисунков – теплая любовь и сердечная привязанность к русской деревне, которую и сегодня взгляд зрителя прочтет в каждом штрихе мастера…
