КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН
5 ФЕВРАЛЯ приглашаем на экскурсию "ПРАВДА ЖИЗНИ", приуроченную к 130-летию со дня рождения Аркадия Пластова
12 ФЕВРАЛЯ приглашаем на экскурсию «ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА. ЖИВОПИСЬ ЗОЛОТОГО ВЕКА РОССИИ. А. Г. ВЕНЕЦИАНОВ»
26 ФЕВРАЛЯ 11:00-17:00 ждем вас на празднике «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА В ДОМОТКАНОВО»!
Афиша мероприятий в Тверском императорском дворце на ФЕВРАЛЬ 2023
ПУШКИНСКАЯ КАРТА
EN

Эмалевые миниатюры в коллекции Тверской областной картинной галереи. Дробница «Евангелист Матфей» с оклада Евангелия

Опубликовано 29.11.2022

Сегодня, 29 ноября, в день памяти апостола и евангелиста Матфея, мы продолжим знакомство с коллекцией эмалевых миниатюр – произведений необычной техники, созданных из металла и эмалевых красок. Эмалевая икона «Евангелист Матфей» была написана в первой половине XIX века. Это время, когда в искусстве обозначился новый стиль с иными нормами и пластикой – классицизм. Если его предшественник – стиль барокко – характерен динамизмом, пышностью форм, броскими цветами, то классицизм больше предпочитает уравновешенные композиции, точный рисунок и передачу объёма, отводя колориту второстепенную роль.

В это время ведущее положение в создании эмалевых миниатюр заняли мастера Ростова, и сам город стал главным центром финифтяного производства в России. Но в этот период на ростовскую финифть стали оказывать значительное влияние миниатюры столичных мастеров, созданные в традициях живописной иконы и исторической живописи на религиозный сюжет.

Ростовские эмальеры копировали, скорее всего, через посредство книжной графики, произведения живописцев Академии художеств. Особым вниманием пользовалась живопись В.К. Шебуева, создавшего живописный портрет святителя Дмитрия Ростовского. На эмалевых дробницах потиров часто писали «Моление о чаше» Ф. Бруни. Особой популярностью среди ростовских мастеров пользовались живописные работы В.Л. Боровиковского, особенно его клейма царских врат для Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Эмаль «Евангелист Матфей» из тверской коллекции является копией одноимённой иконы В.Л. Боровиковского, хранящейся в собрании Русского музея. Изображение Матфея на дробнице можно рассматривать как пример того, как влияние реалистической живописи эпохи классицизма проявлялось в религиозном искусстве. Сравнив данную дробницу с иконой из Казанского собора В.Л. Боровиковского, можно увидеть, как много позаимствовал мастер-эмальер у художника. Он повторяет в точности расположение фигур, пишет в такой же манере ангела, решает фон, делая мягкую светотеневую растяжку мелкими штрихами, стремясь воссоздать световоздушную среду и передать ощущение пространства.

Несмотря на большие утраты, можно увидеть тонкость работы, реалистичность в изображении ликов. Художник-эмальер делает мягкие светотеневые переходы, заворачивая форму и достигая тем самым объёма. Подобное написание фона часто встречается в работах ростовских мастеров круга Я. Шапошникова, П. Бурова, относящихся к первой половине XIX века. Возможно, автор эмали «Евангелист Матфей» работал в одной из этих мастерских.

???? Текст: Мария Шанахина, младший научный сотрудник отдела хранения.

1. Дробница с оклада Евангелия. Евангелист Матфей. Ростов. Первая половина XIX в. Эмаль, роспись. Металл. 7,5 × 6,2 см (овал).
Собрание Тверской областной картинной галереи.
2. В.Л. Боровиковский. Икона. Евангелист Матфей. 1804–1809 гг.
Картон, масло. 73,5 х 73,5 см.
Собрание Государственного Русского музея (изображение по ссылке )

Телефон для справок:

(4822) 34-31-56, 34-62-43



Новости и события