КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН
5 ФЕВРАЛЯ приглашаем на экскурсию "ПРАВДА ЖИЗНИ", приуроченную к 130-летию со дня рождения Аркадия Пластова
12 ФЕВРАЛЯ приглашаем на экскурсию «ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА. ЖИВОПИСЬ ЗОЛОТОГО ВЕКА РОССИИ. А. Г. ВЕНЕЦИАНОВ»
26 ФЕВРАЛЯ 11:00-17:00 ждем вас на празднике «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА В ДОМОТКАНОВО»!
Афиша мероприятий в Тверском императорском дворце на ФЕВРАЛЬ 2023
ПУШКИНСКАЯ КАРТА
EN

День рождения художника. 27 ноября 1823 года родился Григорий Васильевич Сорока (1823-1864)

Опубликовано 27.11.2022

27 ноября 1823 года родился Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) - известный русский художник, талантливый и любимый ученик Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847).

Время жизни Григория Васильевича Сороки приходится на последние десятилетия крепостнических порядков в России. Это обстоятельство во многом определило его судьбу и творческий путь. Он родился крепостным крестьянином помещиков Милюковых, в юности был зачислен в дворню и жил в усадьбе Островки. Его талант был замечен, но использован по прихоти барина. Григорий Сорока был отдан в обучение Алексею Гавриловичу Венецианову, жившему в тридцати верстах от вотчины Милюковых в сельце Сафонково. Венецианов к тому времени неоднократно брал в обучение крепостных и неизменно добивался для них освобождения, однако случае с Сорокой ему это не удалось.

Расцвет творчества Сороки приходится на сороковые годы XIX века. Тематика произведений определялась его статусом крепостного художника: в основном он писал виды имений, портреты членов семьи Милюковых и людей из их окружения. Эти картины в дальнейшем хранились в усадьбах и до начала XX века не были известны широкой публике.

Пейзажи Григория Сороки делятся на два цикла, один создавался в усадьбе Островки Тверской губернии, другой в усадьбе Спасское Тамбовской губернии, которая принадлежала родственникам Милюковых. Его пейзажи далеко превосходят многочисленные виды имений, которые заказывали в те годы помещики, чтобы зафиксировать свои строительные успехи. Произведения Сороки выражают любовь русского человека к родной земле, восхищение ею, уважение к людям, которые на ней живут. Они свидетельствуют о том, что поворот отечественной пейзажной живописи к национальной тематике во второй половине XIX века был обусловлен глубинными процессами, понятными крепостному художнику, оторванному от крупных художественных центров.

Текст: научный сотрудник Иван Цыков.

Григорий Васильевич Сорока (1823–1864).
1. Портрет Алексея Гавриловича Венецианова. Холст, масло.
2. Портрет Менделеевой. Картон, масло, 57х44.5 см.
3. Вид на усадьбу "Спасское" Тамбовской губернии. 1840-е.
Холст, масло.
4. Вид на усадьбу "Островки" с Большого острова. 1830-40-е.
Холст, дублированный на холст, масло.
5. Христос, благославляющий детей. Холст, масло.
Собрание Тверской областной картинной галереи.

Телефон для справок:

(4822) 34-31-56, 34-62-43



Новости и события