4 августа 1757 года родился известный русский художник Владимир Лукич Боровиковский – последний из плеяды великих русских портретистов XVIII столетия. Он получил известность в годы царствования Екатерины II, не имел соперников в павловское время. Художник плодотворно работал и во времена Александра I, чутко улавливая вкусы и эстетические пристрастия рубежа веков. Сын миргородского казака, впоследствии получивший дворянский титул, стал знаменитым русским портретистом, советником Петербургской Академии художеств. Он оставил после себя более 400 произведений! По преимуществу это портреты – самые разные: миниатюрные, парадные, камерные, групповые… При этом существенную часть его творческого наследия составляет религиозная живопись.
Боровиковский превнес новые черты в русскую портретную живопись. В женских портретах он стремился передать личные переживания человека, мечтательную задумчивость, сентиментальную чувствительность. Мужские портреты В.Л. Боровиковского демонстрируют дальнейшее развитие психологического парадного портрета. Также Боровиковский наиболее ярко воплотил в русской живописи идеи сентиментализма. Художник выработал неповторимую манеру письма, благодаря которой наряду с Ф.С. Рокотовым и Г.Д. Левицким стал одним из лучших портретистов эпохи. Он ввел новые живописные приемы: использование светотени для передачи объемов лица портретируемого, появление перспективы. Портретным фоном в его работах являются пейзажи, несущие определенную смысловую нагрузку, становясь важным моментом раскрытия идеи портрета. Подлинную же известность и признательность современников Боровиковский снискал как создатель пленительных, полных лиризма и задушевности женских образов.
Тверская картинная галерея по праву может гордиться своей коллекцией высочайшего художественного уровня. В ее составе находятся семь произведений этого выдающегося мастера живописи – три портрета и четыре иконописных произведения.
Родился В.Л. Боровиковский в Миргороде в 1757 году, на Украине, в семье иконописца. В молодые годы в течение нескольких лет работал в иконописной мастерской. Подлинный перелом в творчестве художника произошел с переездом его в Петербург в 1788 году. Именно с этого момента начинается период вдохновенной работы над созданием портретов, его талант раскрывается во всей широте и глубине, чему послужило общение Боровиковского с Н.А. Львовым (талантливым архитектором, музыкантом, поэтом) и известным портретистом Д.Г. Левицким, знакомство с лучшими произведениями европейских мастеров. Начиная с 1792 года В. Л. Боровиковский пользовался также советами модного тогда известного австрийского живописца И.Б. Лампи, приехавшего работать в российскую столицу.
Произведения раннего Боровиковского – это, в основном, работы религиозного жанра. Творчество Боровиковского связано с Тверским краем: в течение нескольких лет он жил в Торжке и Новоторжском уезде, написал для иконостаса Борисоглебского собора 37 икон. Тут он проявил себя как зрелый мастер, освоивший достижения мирового изобразительного искусства. В это же время Боровиковский создал целую серию миниатюрных портретов. Он не уставал экспериментировать: писал их и на слоновой кости, и на оцинкованных пластинах, и на прессованном картоне.
Парадный портрет можно назвать «визитной карточкой» эпохи, в которую жил и творил Боровиковский, – таких полотен он написал множество. Первый подобный опыт датируется 1796 годом – им стал «Портрет Муртазы-Кули-Хана», бежавшего в Россию от преследования своего брата, персидского шаха Магомета. Произведение было выполнено по заказу Екатерины II. В постоянной экспозиции Тверской картинной галереи представлен этюд с натуры к портретам, хранящимся в Русском музее и Третьяковской галерее. На полотне мы видим выверенность жестов и позы Муртазы Кули-Хана, с блеском и мастерски переданы художником богатая восточная одежда и украшения портретируемого.
В Тверской губернии был создан «Портрет Александра Васильевича Поликарпова (17523-1811)», правителя Тверского наместничества, видного военного екатерининского времени. Полотно датируеся 1796 годом. Наряду с парадностью и торжественностью портрет демонстрирует твердость характера А.В. Поликарпова, его властный ум, чувство достоинства с оттенком превосходства. Пейзажный фон, насыщенность полотна по цвету привносят в него взволнованность и героику, напоминая о подвигах Поликарпова, награжденного за битву под Анапой в 1787 году Орденом святого Георгия. В этом портрете Боровиковский проявил лучшее качество своего удивительного таланта – умение создать психологическую характеристику образа.
Великолепную галерею женских образов, созданных Боровиковским, представляет «Портрет А.А. Обольяниновой» (1754-1822), как и два вышеуказанных произведения находящийся в постоянной экспозиции Тверского императорского дворца.
Спустя столетия творчество Боровиковского все также продолжает волновать и восхищать. В 1885 году поэт Я.П. Полонский, увидев «Портрет М.И. Лопухиной» (1797, ГТГ), – самое поэтичное творение Боровиковского – посвятил произведению строки, которые можно отнести и ко всем остальным исполненным художником женским портретам:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела;
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать…
Текст: Ольга Густова, научный сотрудник.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)
1. Портрет Муртазы Кулихана, брата персидского шаха Ага-Магомеда. Вторая половина 1790-х. Холст, масло. 66,8 х 49,5 см
2. Портрет Александра Васильевича Поликарпова (1753-1811). 1796. Холст, масло. 72 х 58,5 см
3. Портрет Обольяниновой Анны Александровны, урождённой Ермолаевой (1754-1822). Холст. масло. 56,7 х 47,7 см
Собрание Тверской областной картинной галереи.
