Афиша мероприятий в Тверском императорском дворце на июль 2022 года
По Пушкинской карте в Тверском императорском дворце доступно посещение постоянной экспозиции, сборных экскурсий по Парадной анфиладе и некоторых других мероприятий

EN

День рождения художника. Илларион Владимирович Голицын (1928-2007)

Опубликовано 20.05.2022

20 мая 1928 года родился Илларион Владимирович Голицын - советский и российский живописец, график и скульптор, народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

В постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи находится созданное Илларионом Голицыным живописное полотно "Письмо из XVIII века», которое поражает зрителя не только своими масштабами, но и необычайно насыщенной в колористическом отношении многофигурной композицией. Сюжет картины на первый взгляд прост – глава большой семьи читает собравшимся за столом детям, внукам и правнукам письма. Однако чем больше мы узнаем историю этой семьи, тем явственней оживает связь времен.

В портретах, которые висят над главным героем картин – Адрианом Ивановичем Ефимовым – сыном известных художников И.С. Ефимова и Н.Я.Симонович-Ефимовой, мы узнаем Прокопия Акинфиевича Демидова – владельца первых российских чугунных заводов, благотворителя и … самозабвенного любителя ботаники, который в середине 1760-х годов написал те самые письма любимой дочери Анастасии и своему зятю Марку Ивановичу Хозикову – личному секретарю И.И.Бецкого. Здесь же портреты внучки П.А. Демидова – Анны Марковны Левшиной с мужем Дмитрием Алексеевичем, их дочери Клеопатры Дмитриевны Поггенполь и ее супруга – военного инженера, который приходился прадедом Адриана Ивановича. А за столом собрались потомки знаменитых дворянских родов – Шереметьевых, Голицыных, Шаховских, Дервиз. За многовековую историю государства их судьбы тесно переплелись и всех их объединяет одно – стремление сохранить идеалы своих предков – благородство, честь и любовь к России, которую их отцы и деды не покинули даже в самые тяжелые времена.

Интересны воспоминания Елены Адриановны Ефимовой, внучки Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой и Ивана Семеновича Ефимова, о картине, ее создании и интерпретации сюжета художником, опубликованные в газете Московского союза художников.

???? Как создавалась картина Иллариона Голицина 

Илларион Голицын писал картины долго, что-то переделывая, добавляя детали, убирая лишнее. Иногда вдруг переписывал картину заново, накладывая краски слоями. Многослоен и смысл его картин - сразу не разглядишь, надо всматриваться внимательно. Самое трудное для него, как он говорил, было признать, что картина закончена и остановиться, он должен был это почувствовать каким-то шестым чувством. Картину «Письмо Демидова» он писал, как и всегда, длительное время, неожиданно переделывая. Я видела ее меняющейся в процессе работы, и меня она очень интересовала, во-первых, потому, что на ней Илларион изобразил членов нашей семьи и друзей, во-вторых, потому что письмо читает мой отец, Адриан Иванович Ефимов, гидрогеолог-мерзлотовед, сделавший очень много для увековечивания искусства своих родителей - художников Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой и Ивана Семеновича Ефимова, в-третьих, потому, что в нашей семье действительно хранятся письма, написанные в XYIII веке Прокофием Демидовым, внуком петровского Никиты Демидова и нашим предком по линии деда - скульптора Ивана Ефимова.

Прокофий Демидов (1710-1786), один из богатейших людей своего времени, был щедрым и очень дальновидным благотворителем, он делал миллионные вклады в строительство Московского университета, на его средства построен Воспитательный дом на левом берегу Москвы-реки неподалеку от Кремля. Построенное Демидовым великолепное здание на Большой Калужской улице, при котором он создал уникальный для того времени Ботанический сад, принадлежит уже много лет Президиуму Академии наук. Можно сказать, что дела его живут и поныне, служа на пользу современным людям.

Я расспрашивала Иллариона об его картине, и в результате разговоров о ней, у меня сложилось такое стихотворение.

Размышления о незавершенной
картине И.В.Голицына «Письмо Демидова»

Письмо Демидова, посланье
восемнадцатого века
От миллионщика, вельможи, чудака,
Занятнейшего человека...
Ботаника и мецената,
К тому ж Екатерины адресата,
Но тема здесь совсем не та.
А кто читает? Адриан -
Ученый и знаток искусства,
Хранитель кланового чувства,
Он нам в награду Богом дан.
Но и не в этом даже дело,
Да и не в том, что вот письмо
Пройдя века, все ж уцелело...
Чудна Голицына картина
Кто в первый раз ее узрил,
Чудно, чудно, а глядь - и чудно,
Ведь так Фаворский говорил.
В ней древа перевернутый букет
Дает сеченья времени портрет.
Различны лица, как цветы в букете,
Их переходы можно проследить
Как в жизни, так и на портрете.
Удары цвета в сложной сумме пятен,
Узор прерывист их, но вместе с тем понятен.
Вот красное с прадеда сюртука
Откликнулось в рубашке внука,
Поддержано и бантом и цветком,
Жизнь продолжается - оно тому порукой.
Вот синий - вечный неба идеал
Окрасив дедову одежду
В глазах малышки засиял -
И это нам дает надежду.
Вплетаются побочные побеги
И новые привносят свойства,
Которые когда-то вновь проступят
И вызовут природы беспокойство.
Вот слева - как прорыв пространства
Локального - привет супрематизма:
Затягивает с прежним постоянством
Квадрата чернота к истокам жизни.
Но мальчик тянет руку к эполету
На прапрапрапрапрадеда мундире,
Ему неведомо, что тот уж канул в Лету.
Реален мальчик в этом мире,
А на картине он исчез,
Послушный живописца кисти.
И никаких тут нет чудес -
Так с древа опадают листья.
Но не ищите в этом зла вы:
Ведь мысль у автора чиста -
Диагональ руки его могла бы
Ослабить композицию креста.
И все-таки случилось чудо -
Наш мальчик радостно воскрес -
Потоки время и пространство
Упругий составляют крест.
Внизу же - сюрреальный глаз Петрушки
Плен времени над ним не властен,
Да и художник не опасен:
Как вечный символ нужен тот ему.
А где ж он сам, творец картины?
Вон затенен в ее углу
Как знак того, что все мы здесь любимы,
Все в этом мире навиду.
А фактор человеческий растет
С неудержимой силой из-под лавки,
Глаза таращит и ревет -
Тем утверждая клана ставки.

Даю некоторые пояснения: в комнате, где происходят праздничные застолья семьи, висят на стене портреты шести поколений, начиная от Прокофия Демидова. И эти портреты как будто участвуют в семейных торжествах. Поток времени - вертикаль от предков-портретов к потомкам, живущим в настоящий момент. Фактор человеческий - дети, чьи круглые головки видны на переднем плане. Поток пространства - объединение людей, сидящих за столом, по горизонтали. Мальчик, который то исчезает, то появляется на картине, - это Егор, внук художника; черный квадрат - это черный электрический выключатель; глаз Петрушки принадлежит большой театральной кукле художников Ефимовых. Я показала сти хотворение Иллариону, и он одобрил. Это было двадцать лет тому назад.

Е. А. Ефимова. Май 2007 года.

Илларион Владимирович Голицын (1928-2007)
«Письмо из XVIII века»
Холст, масло.
220*270 см
Собрание Тверской областной картинной галереи

Фото: Елена Адриановна Ефимова у картины И.В. Голицына "Письмо из XVIII века"

Телефон для справок:

(4822) 34-31-56, 34-62-43



Новости и события