Афиша мероприятий в Тверском императорском дворце на январь 2022 года
По Пушкинской карте в Тверском императорском дворце доступно посещение постоянной экспозиции, сборных экскурсий по Парадной анфиладе и некоторых других мероприятий
Актуальные правила посещения Тверской областной картинной галереи и ее филиалов

EN

День рождения художника. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)

Опубликовано 05.12.2021

«Cозерцание  красоты через живопись - суть самой живописи».
Произведения К.А. Коровина (1861-1939) в собрании Тверской картинной галереи

         К 160-летию со дня рождения художника 


Константин Алексеевич Коровин может быть по праву назван ярчайшим представителем русского импрессионизма, достигшим новых небывалых высот в живописном мастерстве. Коровин был одним из первых, кто дал свободу воздуху, солнцу и свету, вернул цвету его громадные эмоционально-образные возможности. Но его импрессионистские полотна казались странными на родине и были высоко оценены далеко не сразу.

Необыкновенно одаренный человек и художник, друг В. А. Серова и Ф. И. Шаляпина, М. А. Врубеля – К.А. Коровин имел в себе также талант писателя и педагога. Завораживает легкость и маэстровость коровинской живописи. Блестящий колорист, он лепил образы свободными, красочными мазками, создавая тем самым свою удивительную живописную гармонию. Коровину была близка импрессионистическая мимолетность мотива, при этом не только в пейзажах («Париж. Бульвар Капуцинок», 1911), но и в портретах («Портрет Ф.И. Шаляпина», 1905) и даже в натюрмортах или интерьерах («Сумерки в комнате», 1889). Композиционное построение его картин почти всегда напоминает некий случайно выхваченный из жизненного потока кадр, как у многих импрессионистов.

Коровину принадлежит заслуга «открытия» Крайнего Севера. После него стали модными поездки русских художников за мотивами и впечатлениями в Олонецкую губернию, на Муром, в Финляндию, Швецию и т.п. Панно, написанные К.А. Коровиным для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, стали первыми попытками создания произведений монументально-декоративной живописи в стилистике модерна.

Константин Алексеевич Коровин родился в купеческой семье, учился у замечательных пейзажистов - А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Свое творческое внимание Коровин обратил к набиравшему силу в европейском искусстве импрессионизму. В возрасте 26 лет первый раз побывав во Франции, он «был поражен Парижем»: «Но словно – я уже видел его когда-то. Помню и первое свое впечатление от французской живописи. Так вот они «французы». Светлые краски... Много и такого, что и у нас, но что-то есть и совсем другое. Пюви де Шаванн – как это красиво! И импрессионисты. – У них нашел я то самое, за что так ругали меня дома, в Москве». Впоследствии Коровин бывал во Франции многократно, подолгу живя в Париже.

С.И. Мамонтов – известный московский меценат – заметил особенность таланта юного Коровина и не прошел мимо, во многом определив дальнейший творческий путь живописца. Он пригласил его работать в Русскую частную оперу. Здесь Коровин сформировался как художник сцены и приобрел широкую известность в театральном мире.

С 1911 года Коровин служил главным декоратором Императорских театров. Он стоял во главе художников-реформаторов, полностью изменивших представление о роли оформителя спектакля. Коровин отказался от копирования театральной «действительности» и пошел по пути поиска общих эффектов. «Он и на сцене, – писал А. Бенуа, – оставался чистым живописцем и трактовал декорацию как картину». А вот его собственное кредо: «Неожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей со сцены». Эскиз-вариант театральной декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Млада» для неосуществленной постановки в Большом театре «Дворец Клеопатры. Египетский зал (?)» (1907) из коллекции Тверской картинной галереи – пример такого подхода к декорации. «Театр и декорации были ярким воплощением художественной личности Коровина, но они не исчерпывали ее вполне. Самая заветная и интимная область его творчества лежала не здесь, а в лиризме чистой живописи, в романтике природы и человека», – писал в своих воспоминаниях Б.П. Вышеславцев, один из значительных философов русского зарубежья первой половины ХХ века, близкий друг К.А. Коровина.

«Коровин никогда не мог оторваться от русской природы, от реальности, в которой он умел созерцать красоту; и он искал здесь всей полноты красочной гаммы, всего разнообразия лирических переживаний, какое только могла дать Россия». В работе «Мостик у мельницы» (1908), находящейся в собрании Тверской картинной галереи, которая экспонируется в одном из ее залов, художник обращается к теме деревни, теме России – одной из важнейших в искусстве начала ХХ века. Константин Коровин, особенно в пору своей зрелости (1890-1910-е гг.), почти всегда подчеркнуто декоративен. Он пишет картину широкой кистью и часто пользуется дополнительными цветами, его волнуют контрасты и пятна. Огромную роль играет солнечный свет, заметно влияя на мазок и палитру. Художник широко применяет различного рода рефлексы, взаимовлияния света и цвета, добиваясь, как и французы, ощущения живой вибрации и изменчивости изображаемого им мира.

Несомненно, пребывание в Крыму определило жизнь и творчество художника. «Крымские картины Коровина, его знаменитые розы и море, и солнечные блики могли смело состязаться с лучшими образцами французского импрессионизма, с его световым и воздушным очарованием; только он разнообразнее в своей живописной гамме, т.е. умел вложить силу колорита, насыщенность и темперамент не только в plein air, но и в сумрак, в ночные тени, в лунный свет. А главное, у него есть лирика – совсем другая; это все-таки русская лирика и русский юг». Отражением этих слов является выполненная в импрессионистической манере картина «Вечер» (1917) - одна из жемчужин коллекции галереи, украшающая экспозицию Дворца. Художнику удаётся написать «ночную» картину, передав особое настроение этого времени суток. Теплая южная ночь, лунная дорожка на ярко-синей глади ночного моря, букет роз на столе превносят в произведение, где царит камерная атмосфера, романтический оттенок. «И кажутся прекрасными темные глаза женщин и фарфоровые овалы их лиц, и они чувствуют себя красивыми среди роз и сверкающих тканей, и сами расцветают под взорами художника. А мужчины становятся остроумнее, красноречивее, простодушнее». Вся гамма световых и красочных нюансов вложена мастером в это произведение.

Сберечь свое творчество, свое созерцание природы в трудные послереволюционные годы помогли художнику мастерская около небольшой деревеньки Охотино, что в Ярославльской губернии, и имение Ушаковых Островно в Вышневолоцкого уезде Тверской губернии, где когда-то жил и работал его друг И.И. Левитан.

В 1923 году Коровин покинул Россию и поселился в Париже. Парижский период творчества (1923-1939) явился замечательным этапом, невзирая на все огорчения тогдашней жизни художника. Живя во Франции, Коровин писал виды городов, ночные костры, заснеженные российские деревни, масленичные гуляния, натюрморты, портреты. Но преобладали виды ночного Парижа. В них Коровин достиг полнейшего и изумительного мастерства.

Художник всегда мечтал вернуться домой, на родину. Он писал пронзительные ностальгические письма: «Надеюсь приехать в Россию… С великим счастьем вспоминаю Россию, и своих друзей, и природу, и снег, и дождик, и небо серое, и траву ковыль, и избушку, и дым из трубы в мастерской своей в Охотине, и друзей-охотников». Но этому не суждено было сбыться. Художник скончался в Париже в 1939 году.
________
Талант Коровина не позволил ему стать подражателем ни французских, ни немецких, ни шведских импрессионистов, хотя их искания и обогатили его мастерство; он, соединив технику импрессионизма и свои новаторские находки, получил в результате уникальную живописную систему.

Текст: научный сотрудник Ольга Густова

Коровин Константин Алескеевич (1861-1939)
1. Вечер. 1917 г. Холст, масло. 55х66 см
2. Мостик у мельницы. 1908 г. Холст, масло. 88х67,5 см
3. Эскиз-вариант театральной декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Млада» для неосуществленной постановки в Большом театре «Дворец Клеопатры. Египетский зал (?)». 1907 г.
Бумага, гуашь, акварель, тушь. 49,5х65 см
Собрание Тверской областной картинной галереи


Телефон для справок:

(4822) 34-31-56, 34-62-43