Афиша мероприятий в Тверском императорском дворце на сентябрь 2021 года
Уважаемые посетители, обращаем ваше внимание на изменения режима работы дворцового сада и выставочных залов оранжереи Тверского императорского дворца,
а также на актуальные правила посещения Тверской областной картинной галереи и ее филиалов

EN

«И вновь морская гладь видна…». Морские виды в произведениях живописи из собрания ТОКГ

Опубликовано 04.09.2021

На протяжении веков мало что так завораживает людей, как непостижимое и изменчивое настроение моря. Оказаться во власти этой стихии и насладиться морскими видами можно не только уехав к побережью, но и побывав в стенах музеев и галерей. Давайте же совершим это романтическое путешествие к морю и встретимся с потрясающими полотнами художников-маринистов.
Море всегда влекло и манило живописцев и было неиссякаемым источником вдохновения. Морской пейзаж, или марина (от латинского слова marinus, что значит «морской»), — это особый жанр изобразительного искусства, где основным элементом картины выступает море. Морской пейзаж стал одной из главных тем творчества голландских художников во второй половине XVI века. Подлинный же расцвет жанра пришелся на Золотой век голландской живописи.

В XVII веке Нидерланды располагали самым мощным военным и торговым флотом, поэтому сцены сражений на воде пользовались большой популярностью. Основоположник жанра Корнелис Вром (1591-1661) большую часть своих полотен посвятил морским сражениям.

Со временем мода на голландскую живопись распространилась по всей Европе, и морская тематика заняла прочное место в творчестве европейских художников. Французский мастер Клод Лоррен (1600-1682) жил и работал в Италии, где создавал совершенные пейзажи, пронизанные светом и покоем. Почитателем его творчества и последователем был маринист-классик Клод Жозеф Верне (1714-1789) — одна работа этого живописца находится в коллекции галереи. Верне акцентировал внимание на световоздушной среде, а сюжетами его работ становились морские виды, бури и кораблекрушения.

Марины достигли пика своей популярности в начале девятнадцатого столетия. Тема оказалась востребована художниками романтического жанра. Сюжеты, где люди противостоят бушующей стихии, идеально подходили для того, чтобы передать накал страстей и вызвать у зрителя эмоциональный отклик.

Серию выразительных работ, проложивших дорогу французским импрессионистам, оставил после себя прославленный британский маринист Уильям Тернер (1775-1851). Он вошел в историю как мастер морских далей и небесных просторов, виртуоз света и туманной дымки. Начало импрессионизму положил Клод Моне (1591-1661), когда показал на Парижской выставке свои работы с видами Гаврского порта. Новаторская живописная техника импрессионистов — чистые и яркие краски, раздельное нналожение мазков, отказ от лессировки — эти приемы позволили передать на холсте изменчивость водной стихии.

В русской живописи жанр изобразительного искусства марина появился в XIX веке. Один из замечательных русских живописцев — С.Ф. Щедрин (1791-1890) — представлен в экспозиции Тверской картинной галереи пейзажами «Сорренто» (1825 (?)) и «Вид Амальфи близ Неаполя» (1826), где с высокой степенью живописного мастерства переданы пространство, свежесть и влажность морского простора, неповторимая красота реальности. Кисти М.Н. Воробьева (1787-1855) , одному из ведущих художников первой половины XIX века, принадлежали первые в русской живописи морские виды. Открытия мастера были развиты и продолжены представителями основанной им школы русского романтического пейзажа, из которой вышел Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). Остро чувствующий красоту и величие моря, умеющий передать его характер в ярких живописных образах, Айвазовский оставался неподражаемым певцом морской стихии. Создавая произведения по памяти, художник так определял свой эстетический принцип: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры…». Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.

Четыре его живописных произведения находятся в экспозиции Дворца. «Часовня на берегу моря» (1847), написанная в зрелый романтический период творчества, является вариантом излюбленного художником мотива двойного освещения. Лунный свет, более холодный, соперничает с красноватым горячим свечением лампады в маленькой часовне на берегу. И, конечно же, неотделима от живописи поэзия Ф. Тютчева: «В лунном сиянии, словно живое,/ Ходит, и дышит, и блещет оно…».

Красоту пейзажа в картине «Вид Вико близ Неаполя» (1855) составляет проникновенная живопись моря и тонкое чувство декоративной выразительности цвета. Десятки, сотни раз писал Айвазовский лунную дорожку на воде — и никогда не повторялся.

Иван Айвазовский стал наставником целой плеяды выдающихся русских живописцев, куда входили Л.Ф. Лагорио (1826-1905); К.Ф. Богаевский (1872-1943); А.И. Фесслер (1826-1885) и др.

Декоративная звучность цвета в марине А.А, Киселева (1838-1911) «На взморье» (1908) принадлежит новому этапу русского пейзажного пленэризма. Известно, что автору не только морских, но и многочисленных горных пейзажей живопись воды удавалась особенно. Мастером создавать эффект большого пространства, до краев наполненного солнцем и воздухом, был Н.Н. Дубовской (1859-1918). В пейзаже «Море» (1917) художник добивается такого впечатления умелой композицией, введя низкий горизонт и колористически объединив высокое опалово-сиреневое небо с водой. Взволнованное море в работе «На взморье» (1883) мастера изумительных морских пейзажей Р.Г. Судковского (1850-1885) как бы оттесняет берег, широко разливаясь в живом бесконечном движении набегающих волн. Ощущается величественность и непреодолимая сила морской стихии. «Ничто так не волнует кровь и не приводит дух в мятежное и тоскующее состояние, как шум ветра и морской прибой», — писал Эрих Мария Ремарк.

Мягкие переливы лилового, синего и зеленого цветов объединенные в нежную колористическую гамму, отображают спокойное море в мелкой ряби в одноименной картине 1888 года Л.Ф. Лагорио (1826-1905) — одного из самых известнейших русских художников-маринистов. Нельзя не сказать о А. П. Боголюбове (1824 -1896) — мастере  батальной морской живописи, работы которого имеются в нашей коллекции.

«Море увлекло и надолго покорило своей грандиозностью и романтикой» художника Г.Г. Нисского (1903-1987); его произведения отличаются масштабностью и лаконизмом художественного языка, но вместе с тем и лиричностью. Палящее южное солнце не мешает ощутить бодрящую свежесть и прохладу моря в картине «Яхты» (1947), написанной им в Крыму.

Все эти восхитительные произведения находятся в Тверском императорском дворце, являясь гордостью уникального собрания  Тверской картинной галереи.

Текст: Ольга Густова, научный сотрудник.

 

И.К. Айвазовский. Венеция. 1844 г. Х., м. 26х46,5 см

И.К.Айвазовский. Вид Вико близ Неаполя. 1855 г. Х., м. 95х142,5 см

Р.К. Судковский. На взморье. 1883 г. Х., м. 112,5х173,5 см

С.Ф. Щедрин. Вид Амальфи близ Неаполя. 1826 г. Х., м. 44х61,5 см

Н.Н. Дубовской. Море. 1917 г. Х., м. 133х107,2 см

Г.Г. Нисский. Яхты. 1947 г. 74,5х106 см

Л.Ф. Лагорио. Море. 1888 г. 44х72 см

Собрание Тверской областной картинной галереи

Телефон для справок:

(4822) 34-31-56, 34-62-43



Новости и события