Выставка «Под небом Ленинграда»
Графика середины XX века
из собрания Тверской областной картинной галереи
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
А. Чуркин
Главным героем этой небольшой выставки стал удивительный город дворцов, мостов и садов, две трети двадцатого века достойно носивший имя «города Ленина».
Вторая столица Советского Союза город-герой Ленинград на протяжении своей истории не уступал по значимости Москве. Уже в 1930-х годах здесь заработала первая в стране киностудия «Ленфильм», поднялась на высокий уровень издательская деятельность, в крупных промышленных районах открылись Дворцы культуры и новые театры. Даже тяжелые оковы военной блокады не сломили крепкую волю ленинградцев и не удержали город от энергичного стремления к подъему во всех сферах жизни.
К середине 1950-х годов восстановивший силы Ленинград стал мощным культурным центром. Творчество нескольких поколений ленинградских художников – живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства – отмечено особым вектором развития и является крупной составляющей отечественного искусства двадцатого века.
Образ Ленинграда в неповторимой авторской манере запечатлен мастерами советской пейзажной графики.
Строгой торжественностью наделил свои эстампы с «открыточными» видами Адриан Владимирович Каплун. Город на Неве предстает в них жемчужиной мировой архитектуры.
Московский художник Георгий Васильевич Храпак изобразил неспешных прохожих на заснеженной набережной Мойки. Особый взгляд на пейзаж Северной столицы ощущается в акварелях москвичей Анатолия Владимировича Кокорина и Валерия Сергеевича Алфеевского.
Акварель Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой «Ленинград» (1945) увлекает внимание зрителя полупрозрачным силуэтом городских построек на фоне облачного лилово-серого неба.
Архитектор по образованию, Милица Сергеевна Чарнецкая создала удивительные серии городских видов Ленинграда. Акварельный рисунок «Фонтанка» (1961) объединяет в себе привязанность автора к архитектурным образам родного города и желание изобразить поэтику городской рутины в ежедневных дождливых сумерках.
Невозможно представить Ленинград без долгих прогулок в загородных резиденциях. Владимир Михайлович Конашевич изобразил оживленный разговор молодежи, отдыхающей на лужайке Павловского парка.
Важное место в экспозиции занимают листы авторства Антонины Васильевны Любимовой. Разносторонняя личность, она училась живописи у А.М. Родченко и К.С. Петрова-Водкина, проявляла живой интерес к поэзии, много лет поддерживала дружбу с Анной Ахматовой. Впервые попробовав себя в литографии и офорте в конце 1930-х годов, Антонина Васильевна посвятила всю жизнь работе в этих графических техниках. В литографиях Любимовой на первый план выходит «непарадная» сторона города. В работе «Малая Нева у Петроградской стороны» (1975) мелкие суда заходят под арку моста, обгоняя тихоходные льдины. Эстамп «Этюд двора» (1973) изображает типичный силуэт ленинградской городской застройки, увиденный художником из окна.
Своеобразным акцентом и единственным монохромным произведением в экспозиции является офорт Гурия Филипповича Захарова «Певческий мост» (1969). Уроженец города Кимры Калининской области, сын сапожника, Гурий Захаров достиг потрясающего мастерства в эстампе. Реальность зафиксирована художником под необычным углом зрения, а композиция листа поражает своей пластической гармонией.
Представленные на выставке произведения талантливых графиков передают характерную и неповторимую атмосферу города на Неве. Ленинград предстает перед нами в узнаваемых ракурсах, но увиденный оригинальным авторским взглядом. В каждом листе особенным светом окутаны городские улицы, на свой лад звучат волны в гранитных берегах каналов. И медленно опускается на крыши города серебристо-серое ленинградское небо.
Выставка открыта по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 3.
Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.
