Художественный фарфор и фаянс XVIII - XX веков
из собрания Тверской областной картинной галереи
В кузнецовской пёстрой чашке
с золочёными краями,
видно, сахару не жалко –
чай и сладок, и горяч…
Георгий Иванов
В Башне искусств Тверского императорского дворца открыта выставка «Жизнь чашки», где экспонируются не только чайные пары, но и отдельные образцы чайной посуды, созданные мастерами русских и европейских заводов, а также редкие изделия из Японии и Китая.
…Что может быть привычнее обычной чашки? Это вещь обиходная, обыденная, привычная, но история её жизни увлекательна и многообразна. На протяжении столетий чашка меняла свой облик в зависимости от назначения, моды, вкусов разных слоёв общества. Как правило, чайную посуду изготавливали из фаянса, фарфора, а иногда – стекла. Свои корректировки вносил и технический прогресс. С увеличением спроса и востребованностью изделий фабричные и заводские процессы ускорились, и к ручной росписи, которая во все времена делает вещь эксклюзивной, присоединились деколь, печать и другие способы механической декорировки.
Чашки бывают чайные, кофейные, для шоколада, детские и кукольные, для простокваши, сервизные и штучные, подарочные и памятные, наградные и юбилейные, дамские и мужские, на каждый день и для особых случаев. Разновидностей форм существует великое множество, однако известных видов всего четыре – чашка, кружка, бокал и пиала. В содружестве с другими предметами чайного стола они имеют свою классификацию, зависимую от количества чайных пар, и соответствующие названия. Например, в XIX – начале XX века чайные сервизы было принято подавать на подносе из того же материала и с той же росписью, что и предметы сервиза. Например, «кабаре» – многосоставный сервиз, «эгоист» или «солитер» – на одну персону, «тет-а-тет» – чайный комплект на двоих…
Существенно важным представляется форма изделий и их декорировка. Формы имели свои заводские обозначения: «дулькой», «яблоком», «репкой», «персидкая», «боярская», «на решётке», «венгерская», «беседкой», «кувшином», «листом» и т.д. Верхние края чашек не всегда были традиционно округлыми: они могли быть фигурными – волнообразными и фестончатыми, а иногда – многоугольными или квадратными. В художественном решении всего изделия весьма важной была роль ручки, где мастер стремился проявить особое искусство: высокие и низкие, прорезные ажурные, сквозные или сплошные, рельефные и гладкие; с рокайльными завитками, с элементами растительных и анималистических мотивов; в виде деревянных сучков и предметов обихода.
И в странах Европы, и в России традиционным украшением форм была ручная роспись по внешним, а иногда и внутренним стенкам чашки: надглазурная и подглазурная, а также позолота, цировка, рельеф, наклад в виде лепных цветов, листьев и бутонов. Мотивы росписи были весьма разнообразны: на стенках чашек располагалась роспись флориальная и сюжетная, ковровая и «вразброс»; гербы, вензели, портреты, пейзажи, копии с картин известных мастеров.
На выставке экспонируется более ста предметов, выполненных на прославленных отечественных предприятиях – фабриках Ф.Я. Гарднера, Жадина, А.Г. Попова, братьев Корниловых, А.Т. Сафронова, М.С. Кузнецова и др. Особый интерес могут вызвать чайные пары заводов Германии, Англии, Франции.
Советский период представлен уникальными авторскими произведениями Т.З. Подрябинникова 1920-х–1930-х годов, а также работами художников второй половины ХХ века, работавших на Конаковском фаянсовом заводе и на Дулёвском фарфоровом заводе: Н.А. Коковихина, Л.С. Солодкова, П.М. Кожина, Г.Г. Вебера и др.
В экспозиции зрители впервые могут увидеть редчайшие образцы восточного фарфора – чашки и пиалы, созданные в Китае и Японии в XVIII–XIX столетиях. Они пленяют тонкостью фарфоровой массы («яичная скорлупа») и виртуозно выполненными изысканными миниатюрными росписями в виде пейзажей с элементами древней традиционной символики.
Выставка открыта по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 3.
Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.
