Из собраний Палехского отделения ВТОО «Союз художников России»
и Тверской областной картинной галереи
Палехское отделение ВТОО «Союз художников России» представляет в Тверской областной картинной галерее выставочный проект «Палех. Традиции в современном мире», демонстрирующий искусство палехской миниатюрной живописи, предшественницей которой была древнерусская живопись со своими богатыми традициями. В экспозиции представлены произведения иконописи и лаковой миниатюры, созданные палехскими художниками, а также графика из собрания Тверской областной картинной галереи.
Палех – старинное село центральной России, где в течение нескольких столетий жители занимались иконописью. Палехское иконописание оставалось живым до самой революции. После октября 1917 года заниматься иконописью в России стало невозможно, но одарённые художники в условиях новой эпохи нашли применение своим способностям. Заслуга этих мастеров заключается в том, что они в эпоху трагического слома всего многовекового уклада жизни нашего народа спасли унаследованную от предшествующих поколений живую часть древнерусской культуры.
Палехские иконы славились добротностью, тонким миниатюрным письмом, имеющим непосредственную связь с высокими традициями древнерусского искусства Верхнего Поволжья, Новгорода, а также Московской и Строгановской школ. На этой крепкой основе к концу XVII века в Палехе сложился свой самостоятельный стиль. Он был отмечен праздничной декоративностью, утончённой музыкальной пластикой форм и композиционных построений, колорит – изысканной многоцветностью. Позднее весь опыт, отточенный веками, мастерство и все эстетические достоинства палехского стиля иконописи были использованы при создании лаковой миниатюры на папье-маше: шкатулок, ларцов, бисерниц, пудрениц и т.д. Чёрно-лаковые изделия стали украшаться невиданной доныне росписью. Лаковая миниатюрная живопись и по форме, и по содержанию, и по своему назначению коренным образом отличалась от иконописи, но в тоже время не могла бы считаться высоким искусством без традиционной основы древней русской культуры.
В 1924 году первооснователи нового искусства объединились в Палехскую артель древней живописи. Самим названием подчеркивалась связь с предшествующей культурой. Мотивы росписи палехских изделий были разнообразны. В первую очередь под кистью рождалось то, что характерно для крестьянского мироощущения, для людей, близких к природе, к земле: сенокос, жницы, рыбная ловля, пляски, хороводы, сцены охот, пасторали, песенные сюжеты, а также сказки, былины, позднее – исторические темы. Были близки для палешан и образы известных литературных произведений, в первую очередь из произведений А.С. Пушкина.
Процесс рождения и развития Палехского искусства был непростым. Вырабатывалась новая художественная система с особым видением, где каждый художник сохранял свою манеру письма, свою тематику произведений, своё индивидуальное чувство вещи и, главное, сохранял своё чувство жизни. В то же время, все работали в рамках общих канонов, и каждый из них питался в своем творчестве находками и достижениями своих соратников по кисти.
Путь развития современного Палеха порой драматичен. В военные и послевоенные годы Палех пережил острый кризис. В условиях существовавшего политического режима иконописные традиции и художественная условность стали восприниматься как ненужная архаика. От художников требовали «современных» тем и сюжетов, прославляющих социалистическую действительность. Это направление явно противоречило природе традиционного искусства. И в эти десятилетия палехское искусство несло большие потери.
Возрождение лаковой миниатюры началось в 70-е годы прошлого столетия. С этого времени вновь стали воскрешаться и очищаться каноны традиционного стиля, осваивался опыт основоположников. Заслуги мастеров палехского искусства велики не только как заслуги художников лаковой миниатюры. Их творчество многопланово: они открыли широкие возможности палехской живописи и в росписи по фарфору, и в монументальной живописи, и в области театрально-декоративного искусства, и в книжной графике.
Торжественное открытие выставки состоялось 7 сентября 2022 года.
Выставка открыта по 30 октября 2022 года по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 5, корп. 4 (выставочный зал оранжереи Тверского императорского дворца).
Справки и заказ экскурсий по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.
