В Тверском императорском дворце ОТКРЫТЫ ВАКАНСИИ!
ВАЖНО! В связи с проведением ремонтных работ ВХОД в Тверской императорский дворец осуществляется СО СТОРОНЫ ВОЛЖСКОГО ПРОЕЗДА! 
Афиша мероприятий в Тверском императорском дворце на сентябрь и октябрь 2022 года
По Пушкинской карте в Тверском императорском дворце доступно посещение постоянной экспозиции, сборных экскурсий по Парадной анфиладе и некоторых других мероприятий

EN

Выставка

Палех. Традиции в современном мире

7 сентября — 30 октября

Из собраний Палехского отделения ВТОО «Союз художников России»
и Тверской областной картинной галереи

       

Палехское отделение ВТОО «Союз художников России» представляет в Тверской областной картинной галерее выставочный проект «Палех. Традиции в современном мире», демонстрирующий искусство палехской миниатюрной живописи, предшественницей которой была древнерусская живопись со своими богатыми традициями. В экспозиции представлены произведения иконописи и лаковой миниатюры, созданные палехскими художниками, а также графика из собрания Тверской областной картинной галереи.

Палех – старинное село центральной России, где в течение нескольких столетий жители занимались иконописью. Палехское иконописание оставалось живым до самой революции. После октября 1917 года заниматься иконописью в России стало невозможно, но одарённые художники в условиях новой эпохи нашли применение своим способностям. Заслуга этих мастеров заключается в том, что они в эпоху трагического слома всего многовекового уклада жизни нашего народа спасли унаследованную от предшествующих поколений живую часть древнерусской культуры.

Палехские иконы славились добротностью, тонким миниатюрным письмом, имеющим непосредственную связь с высокими традициями древнерусского искусства Верхнего Поволжья, Новгорода, а также Московской и Строгановской школ. На этой крепкой основе к концу XVII века в Палехе сложился свой самостоя­тельный стиль. Он был отмечен праздничной декоративностью, утончённой музыкальной пластикой форм и композиционных построений, колорит – изы­сканной многоцветностью. Позднее весь опыт, отточенный веками, мастерство и все эстетические досто­инства палехского стиля иконописи были использованы при создании лаковой миниатюры на папье-маше: шкатулок, ларцов, бисерниц, пудрениц и т.д. Чёрно-лаковые изделия стали украшаться невиданной доныне росписью. Лаковая миниатюрная живопись и по форме, и по содержанию, и по своему назначению коренным образом отличалась от иконописи, но в тоже время не могла бы считаться высоким искусством без традиционной основы древней русской культуры.

В 1924 году первооснователи нового искусства объединились в Палехскую артель древней живописи. Самим названием подчеркивалась связь с предшествующей культурой. Мотивы росписи палехских изделий были разнообразны. В первую очередь под кистью рождалось то, что характерно для крестьянского мироощущения, для людей, близких к природе, к земле: сенокос, жницы, рыбная ловля, пляски, хороводы, сцены охот, пасторали, песенные сюжеты, а также сказки, былины, позднее – исторические темы. Были близки для палешан и образы известных литературных произведений, в первую очередь из произведений А.С. Пушкина.

Процесс рождения и развития Палехского искусства был непростым. Вырабатывалась новая художественная система с особым видением, где каждый художник сохранял свою манеру письма, свою тематику произведений, своё индивидуальное чувство вещи и, главное, сохранял своё чувство жизни. В то же время, все работали в рамках общих канонов, и каждый из них питался в своем творчестве находками и достижениями своих соратников по кисти.

Путь развития современного Палеха порой драматичен. В военные и послевоенные годы Палех пережил острый кризис. В условиях существовавшего политического режима иконописные традиции и художественная условность стали восприниматься как ненужная архаика. От художников требовали «современных» тем и сюжетов, прославляющих социалистическую действительность. Это направление явно противоречило природе традиционного искусства. И в эти десятилетия палехское искусство несло большие потери.

Возрождение лаковой миниатюры началось в 70-е годы прошлого столетия. С этого времени вновь стали воскрешаться и очищаться каноны традиционного стиля, осваивался опыт основоположников. Заслуги мастеров палехского искусства велики не только как заслуги художников лаковой миниатюры. Их творчество многопланово: они открыли широкие возможности палехской живописи и в росписи по фар­фору, и в монументальной живописи, и в области театрально-декоративного искусства, и в книжной графике.

Торжественное открытие выставки состоялось 7 сентября 2022 года.

Выставка открыта по 30 октября 2022 года по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 5, корп. 4  (выставочный зал оранжереи Тверского императорского дворца).

Справки и заказ экскурсий по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.

Время работы:

, пятница с 11:30 до 19:30 (касса до 19:00), вторник – экскурсионный день (по предварительной записи), понедельник – выходной

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день*

Ср. — Чт.

11:30 – 17:30

Пт.

11:30 – 17:30

Сб. — Вс.

11:30 – 17:30

*Экскурсии по предварительной записи. Самостоятельное посещение не предусмотрено

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы оранжереи

Адрес:

170006, г. Тверь, ул. Советская, д. 5, корп. 3

Адрес:

8 (4822) 39-80-35