ВАЖНО! В связи с проведением ремонтных работ ВХОД в Тверской императорский дворец осуществляется СО СТОРОНЫ ВОЛЖСКОГО ПРОЕЗДА! 
20 августа приглашаем на "Джаз-пленэр в Домотканово"
Афиша мероприятий в Тверском императорском дворце на август 2022 года
По Пушкинской карте в Тверском императорском дворце доступно посещение постоянной экспозиции, сборных экскурсий по Парадной анфиладе и некоторых других мероприятий

EN

Выставка

Преосвященный Митрофан, архиепископ Тверский

20 июля — 30 сентября

Парадоксальность и противоречивость, характеризующие проникновение петровских новшеств в жизнь позднесредневековой Твери, наглядно проявились в том, что в роли главных проводников обычаев и инициатив светского характера здесь оказались архиереи. Влияние пресвященных на местную культуру этого времени разнообразно, как сама эпоха преобразований. Первые в Твери оркестр, портретная галерея, публичные фейерверки, среднее гуманитарное учебное заведение родились при дворе тверских духовных владык. С ним же напрямую связано и освоение новых тенденций в изобразительном искусстве, запрос на которое был продиктован изменившимися бытовыми нормами. Естественную среду для экспериментов в светской живописи составляли иконописцы архиерейского дома. Относясь к совершенно иной художественной традиции, они должны были не просто овладеть новым комплексом технических приемов, но радикально перестроить свое творческое мышление. Памятником, красноречиво иллюстрирующим сложности этого процесса, является портрет архиепископа Митрофана Слотвинского.

Митрофан (? - 1752) - младший современник Петра Великого, и главные вехи его биографии связаны уже с несколько более поздним периодом. Как исторический деятель он типичен для высшего духовенства петровского призыва – несколько обмирщенного, встроенного в государственную вертикаль, наделенного дополнительными просветительскими функциями. Митрофан был представителем малороссийского ученого монашества, которое при Петре на полвека стало главным источником пополнения епископата. В 1738 г. он был хиротонисан в епископы и принял Тверскую кафедру, а в 1744 г. стал архиепископом. В истории епархии Митрофан остался как «многоделательный архиерей». Он был одним из главных проводников реконструкции архиерейского дома в кремле, позже составившего основу Тверского императорского дворца. Особая заслуга Митрофана заключалась в создании в 1739 г. Тверской духовной семинарии как хорошо поставленного учебного заведения на месте прежней архиерейской школы. В семинарии хранили память о владыке, и именно оттуда в 1920 г. поступил в Тверской музей, а затем в Картинную галерею, его портрет - по-видимому, самый ранний в обширном комплексе архиерейских портретов из собрания ТОКГ.

Портрет с очень большой осторожностью, на основании лишь косвенных признаков, можно датировать 1740-ми годами. Но манера, в которой он выполнен, свидетельствует о глубоком консерватизме местной художественной практики этого времени и отсылает нас к допетровскому жанру парсуны, который, таким образом, все еще был актуален для тверских мастеров даже в елизаветинские времена. Достижением петровского времени стало то, что архаичная живопись такого рода, еще не вытесненная окончательно, расширила аудиторию и перестала быть достоянием царской семьи и высшей аристократии, как в XVII веке. Невозможно уверенно судить, обладает ли изображение владыки Митрофана существенным сходством с оригиналом. Раскрытие индивидуального в облике модели находилось на грани, а то и за гранью возможностей парсунного мастера, компенсировавшего эту особенность наглядностью в передаче социального статуса свого героя и повышенной декоративностью деталей его костюма и прочих «доличностей». При всем своем своеобразном изяществе и мастеровитости портрет Митрофана и технически, и идейно близок к традиционной иконе и почти не отражает влияний европейской светской живописи. Впрочем, ее возможности - такие, как передачу объема, перспективы, анатомической достоверности в построении фигур – архиерейские живописцы в это время уже тоже понемногу осваивали, набивая руку на копиях императорских портретов.

Неизвестный художник середины XVIII века
Портрет Митрофана (Слотвинского), архиепископа Тверского и Кашинского
Холст, масло 
94,5х76 см

Портрет представлен в зале 2-5 Тверского императорского дворца (ул. Советская, д.3).

Время работы:

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день*

Ср. — Чт.

11:00 — 18:00

Пт.

11:00 — 20:00

Сб. — Вс.

11:00 — 18:00

*Экскурсии по предварительной записи. Самостоятельное посещение экспозиции не предусмотрено

По средам зал древнерусского искусства на 1-м этаже Западной башни закрыт для посещения

Санитарный день - последний четверг каждого квартала

Режим работы оранжереи: среда-четверг, суббота-воскресенье с 11:30 до 17:30 (касса до 17:00), пятница с 11:30 до 19:30 (касса до 19:00), вторник – экскурсионный день (по предварительной записи), понедельник – выходной

Режим работы сада: среда, четверг, воскресенье – с 11:00 до 18:00 (касса до 17:00), пятница, суббота – с 11:00 до 20:00 (касса до 19:00), понедельник, вторник – выходные дни

11 июня – дворец открыт с 11:00 до 17:00 (касса до 16:00), оранжерея – с 11:30 до 16:30 (касса до 16:00), дворцовый сад - с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00)

12, 13 июня – дворец и сад открыты с 11:00 до 18:00 (касса до 17:00), оранжерея – с 11:30 до 17:30 (касса до 17:00)

14 июня – выходной день

15 июня – экскурсионный день*

Касса закрывается за час до окончания работы галереи.

Адрес:

170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3

Купить билет