Выставка из цикла
"Тверская губерния – ближний тыл Отечественной войны 1812 года"
Целый комплекс полотен в собрании Тверской картинной галереи связан с личностью императора Александра I – частого гостя Тверского императорского дворца, а с 1816 г. его хозяина. Выставляемое полотно, демонстрирующее один из самых распространенных изводов портрета императора, относится к дореволюционному ядру художественной коллекции. Изображенный на нем Александр – еще не тот «державный вождь», который победил Бонапарта и освободил Европу. Это персонаж идиллического довоенного времени, которое позже вспоминалось как «дней Александровых прекрасное начало». Портрет, по основным характеристикам вполне канонический, необычен благодаря некоторым деталям, выходящим за рамки его иконографического типа.
Мы видим молодого Александра в преображенском мундире нового, им же установленного покроя и при Андреевской ленте. Этот тип портрета родился сразу после прихода Александра к власти в работах придворных художников Ж. Л. Вуаля и Г. Ф. фон Кюгельхена и стал основой для множества копий и вариантов. После 1805 г. в него была внесена важная деталь, когда кавалерская дума ордена св. Георгия выразила желание включить Александра в круг георгиевских кавалеров в ознаменование его участия в миновавшей кампании против Наполеона. Императору предлагали 1-ю степень награды, но он согласился принять лишь крест 4-й степени, впоследствии сопровождавший его всю жизнь. Ромбовидной, легко узнаваемой звезды высших рангов этого ордена Александр не имел, но именно ее, хоть и с рисунком косого креста - деталью ордена св. Андрея - мы видим на экспонируемом портрете. Художник, таким образом, или допустил непростительную путаницу в трактовке государственных наград, или не разделял скромности своего императора и желал как можно полнее отразить атрибуты его величия, существовавшие на момент создания картины (предположительно, к середине 1800-х гг.). Среди них и отвергнутая Александром звезда Св. Георгия 1-й степени, и горностаевая мантия, не присущая этому типу портрета Александра, и орден св. Анны на шее у монарха – награда, кавалером которой он был с рождения, но не испытывал к ней особого пиетета и не никогда не изображался с нею.
Среди русских монархов, бывавших в Тверском императорском дворце, Александр I был самым частым гостем. Но среди визитов императора в резиденцию его любимой сестры великой княгини Екатерины Павловны особым значением наполнено короткое посещение 19(31) июля 1812 года – последняя встреча Александра и Екатерины в Тверском дворце. К этому времени с начала Отечественной войны прошло чуть больше месяца. Развитие событий приводило императора к пониманию того, что борьбе должен быть придан всенародный характер. Сторонницей этой идеи была Екатерина Павловна. Император прискакал к ней по дороге из Москвы. Выехав из Первопрестольной ночью, он был в Твери в три часа дня, и спеша в Петербург, отбыл после полуночи не ночуя. Днем раньше Александр подписал манифест «О составлении временного внутреннего ополчения». Это произошло еще в Москве, но идейные основы документа рождались в тверском салоне великой княгини, и теперь император имел возможность первым сообщить ей о своем решении. День их встречи может считаться днем рождения тверского ополчения 1812 года, которое учреждалось на основании манифеста в числе ополчений центральных губерний и должно было принять «самые скорые и деятельные меры к собранию, вооружению и устроению внутренних сил, долженствующих охранять Первопрестольную столицу нашу Москву».
Неизвестный художник.
Портрет императора Александра I (1777-1825).
Холст, масло.
70х53 см.
Собрание Тверской областной картинной галереи.
