Если «прекрасная эпоха» («La Belle Époque») – это условное, ностальгическое обозначение экономического, научного и культурного прогресса, которого достигли западные страны между 1870-1914 годами, то прекрасная эпоха Татьяны Назаренко связана со временем просвещенного абсолютизма и «галантным веком» аристократического достоинства, легкой иронии и безукоризненного вкуса. На выставке зрителя встречает экспозиция, вбирающая в себя стилистику разных жанров XVIII века. Здесь «фигуры-обманки», столь популярные в то время, приглашают в пространство светской жизни — балов, раутов и салонов. Согласитесь, Тверской императорский дворец с его яркой публичной историей, пожалуй, наиболее подходящее место для сего званого вечера. Интерьер и убранство парадной архитектуры служат своего рода декорацией для представленного художником праздничного действа, в котором просматривается жанр «галантной сцены». Грациозные дамы с подробно выписанными деталями нарядов, украшений и атрибутов женщины высокого общества, элегантные кавалеры в камзолах и статные военные в форме с эполетами — собирательные образы, персонажи идиллических сюжетов светского великолепия придворной жизни. Историческую рамку этому сценарию человеческой блистательности придает величественный профиль Екатерины II, знакомый нам по известному портрету Федора Рокотова 1763 года, а также фигура ее внебрачного сына Алексея Бобринского, отсылающая к портрету Карла Людвига Христинека 1769 года. Окном в следующее XIX столетие является поясная фигура-обманка княгини Марии Волконской, чье имя и жизнь, безусловно, символизируют упорство, свободомыслие и стойкость аристократки.
На первый взгляд можно подумать, что экспозиция «Прекрасной эпохи» раскрывается как мизансцена спектакля, театрализованная постановка, обретающая материальность в костюмах, расстановке героев и их буквальном взаимодействии. Однако, это только внешняя среда образности выставки, ее иконическая поверхность, помещающая выточенные и выстроенные фигуры во временной диапазон зрелища. Оно наполнено изяществом, эстетикой и красотой, но все-таки обманчиво. Чтобы это понять, нужно вспомнить, с чего начались фигуры-обманки Назаренко. В конце 1990-х годов она создает подобные фигуры по мотивам повседневной жизни тех лет. Это были изображения бандитов, нищих, священников, цыганок, функционеров. Серия фигур получила название «Переход». Более поздняя серия «Моя Россия», также созданная в жанре «dummy boards», демонстрировалась не только в известных художественных институциях (в Третьяковской галерее и Кусково, в Университете Пейс в Нью-Йорке и Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди в Вашингтоне), но и в переходах метро в нескольких городах Германии.
Таким образом, Татьяна Назаренко устанавливает диалог не с самим временем, но с его практикуемыми социальными возможностями. Она уточняет сцены жизни и воспринимает их в категориях длящейся целостной исторической среды. Выраженная в опыте разных культур, эта среда включает в себя особые способы воспроизводства времени. Три измерения феноменологического порядка (прошлое, настоящее и будущее) связываются друг с другом в рамках динамического и оригинального единства пристального взгляда. Фигуры-обманки как будто размыкают ощущение темпов протяженности и постоянно формируют различия между иерархиями, стоящими за этикетом, престижем, нормами, статусным присвоением, публичным и приватным общением. Назаренко преобразует типовые вычурные клише, которые нам зачастую рисуют историки о людях XVIII века, в хрупкие, деликатные образы памяти. Важно отметить, что художник трансформирует сам жанр: если в XVII-XVIII веках фигуры-обманки как раз выполняли функции типовых компаньонов, развлекая людей в домах, на улицах и в общественных местах, то в глазах Назаренко они стали чем-то большим – безмолвными свидетелями эпохи. Им в аккомпанемент художник выставляет станковые картины, служащие напоминанием о том, что ушедшая прекрасная эпоха всегда молчалива, но в наших силах наполнить ее созвездием смыслов через интимную ауру сохранившихся вещей и старых портретов.
Александр Саленков,
искусствовед, член-корреспондент РАХ
…великая княгиня молода, ловка,
со вкусом одета,
выходит из комнат в большую залу…
М. Бакунин
Выставка работ Татьяны Назаренко «La Belle Epoque», подготовленная автором специально для Твери, посвящена одной из ярких представительниц царствующей семьи – великой княгине Екатерине Павловне.
Ее пребывание в нашем городе было недолгим, но, тем не менее, ей действительно удалось превратить тверскую жизнь в прекрасную эпоху. «…Все улицы и набережные освещались фонарями, чего прежде не было. Великая княгиня часто прогуливалась по городу в карете, большом открытом экипаже цугом в шесть лошадей <…> народ любил ее до безумия, все бежали за ее экипажем с криком «Ура!»
Будучи супругой принца Георга Ольденбургского, главного директора путей сообщения Российской империи и также назначенного генерал-губернатором большого региона, включившего Новгородскую, Тверскую и Ярославскую губернии, она сумела привлечь к «малому двору» многих знатных, влиятельных и знаменитых людей своего времени. Современники неизменно отмечали ее обаяние и ум, энергию и приветливость. Естественно, что образ этой незаурядной женщины пленял немало художников и поэтов. Ее портреты писали местные, столичные и иностранные живописцы. Не один десяток изображений Екатерины Павловны, как в ее бытность русской принцессой, так и Вюртембергской королевой, разошлись по музеям и собраниям России и Европы.
Четыре ее портрета хранятся в Тверской галерее, два из которых находятся в постоянной экспозиции.
Поддерживая интерес к образу блистательной хозяйки Дворца, два года назад мы показали привезенный из Государственного Эрмитажа «Портрет великой княгини Екатерины Павловны» (ок. 1809-1813 гг.), которую К. Новосильцев изобразил на фоне резиденции Ольденбургских.
Настоящая выставка – это еще одна «новелла», но на сей раз созданная уже нашей современницей, замечательным художником Татьяной Назаренко. Интерес зрителей к ее живописи не ослабевает на протяжении всего ее творчества. Всем, кто внимателен к отечественному искусству, она хорошо знакома своими историческими полотнами («Пугачев», «Декабристы. Восстание Черниговского полка», «Казнь народовольцев»), а также более поздними инсталляциями – написанными на вырезанных из фанеры силуэтах (кстати, прием, отсылающий нас к так называемым обманкам XVIII в.) современных типажей. Наиболее известной из них стала почти документально точно передающая непростую картину жизни 1990-х годов 80-фигурная (!) композиция «Переход».
Умение вглядеться в былое, точность авторского высказывания и некоторая доля самоиронии, присущая постмодернизму – сочетание этих качеств искусства Назаренко свойственно как вышеупомянутым работам, так и сегодняшней экспозиции в Парадном зале дворца, где происходит встреча двух незаурядных женщин с современным зрителем.
Татьяна Куюкина,
директор Тверской областной
картинной галереи
Открытие выставки состоится 14 апреля 2022 года в 16.00 по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец, Парадный зал).
