Персональная выставка произведений Игоря Новикова
(живопись, скульптурные арт-объекты, инсталляции)
Я стремлюсь создать какое-то напряжение,
поставить вопрос и отобразить время, в котором я живу.
Я считаю, это главная задача художника.
Чем индивидуальнее ты это делаешь, чем больше
имеешь в искусстве «свое лицо», тем больше ты художник…
Игорь Новиков
Игорь Алексеевич Новиков (род. 1961) – современный русско-швейцарский художник-живописец, нонконформист. Является членом-корреспондентом и академиком Российской академии художеств. Свои первые шаги на пути искусства он сделал в мастерской отца, известного советского художника Алексея Ивановича Новикова, творчество которого оказывало тогда на юного художника большое влияние. В 1981 году Игорь Новиков поступил в Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, где учился у таких именитых художников-педагогов, как Юрий Константинович Королев и Таир Теймурович Салахов. Уже в годы учебы Новиков стал искать свой стиль, и зачастую творческие эксперименты могли сыграть с начинающим художником злую шутку – его дважды собирались исключить «за несоответствие принципам идеологии советского искусства». Он один из молодых живописцев «неофициального» искусства 1980-х, которые организовали арт-сквот под мастерские на месте бывших жилых помещений в Фурманном переулке в центре столицы. Так впоследствии образовалось одноименное московское объединение художников, музыкантов, режиссеров андеграундного течения «Фурманный переулок». Уже в период перестройки на талант Новикова обратили внимание представители европейских художественных сообществ. Он стал стипендиатом ЮНЕСКО, работал в творческих мастерских швейцарского архитектора Ле Корбузье в городе Ла Шо-де-Фон. Уже в 1993 году в Государственной Третьяковской галерее была организована персональная выставка-ретроспектива начинающего художника. Его работы по сей день с успехом выставляются и приобретаются известными музеями, галереями и коллекционерами стран Европы и России, продаются через такие известные аукционные дома, как Sotheby's и Phillips. Новиков входит в списки самых дорогих современных художников на российском арт-рынке. В 2016 году журнал The Art Newspaper Russia опубликовал рейтинг самых востребованных художников России, где имя Игоря Новикова можно увидеть в числе первых тридцати.
С 1999 года Игорь Новиков живет и работает в Швейцарии, но постоянным источником вдохновения для него является Россия. Главным героем его живописных полотен часто становится русский человек. В своих картинах художник обычно изображает его в виде красной пиктограммы. Такой своеобразный подход Новиков придумал еще в студенческие годы, и сейчас его пиктограммы являются узнаваемым авторским брендом.
Свободный и смелый – так можно охарактеризовать художественный язык Игоря Новикова. Он не боится вступать в диалог со зрителем и поднимать острые социальные, духовные и политические темы. Художник находится в постоянном поиске истины. Его искусство – это смешение русских реалистических традиций и эстетических идеалов Новейшего времени. Новиков пытается иронично размышлять на тему современной политической реальности в стране. Его работы узнаваемы с первого взгляда, их отличительной особенностью является нестандартность творческого мышления – таким образом он обозначает для себя нишу в актуальном искусстве.
О чем картины Новикова? О том, что человек есть одно целое с природой, в сущности, они неразделимы, но современный мир создает все условия для дисгармонии. На многих работах Новикова возникает пиктограмма «олень»: он как символ чистоты, первозданности, возрождения духовности, которого так ждет художник. Пиктограмма «человек» – безликие люди, заблудившиеся в этой матрице современного мира, напитанные набором шаблонов, которые обуславливают их поведение и влияют на все аспекты бытия. Человеческий ум настолько привык к стандартам мышления, что уже не видит истины. Инсталляция «Лестницы»: спасательные круги, которые, по сути, ведут в никуда. Лестница у каждого своя: карьерная, ведущая в космос, в небо, к Богу, в конце концов, но назначение ее одно – дать возможность бежать из этого жестокого, страшного мира.
В последнее время художник обращается к теме апокалипсиса. Источником вдохновения послужили западноевропейские гравюры эпохи Ренессанса, и мастер дополнил произведения своими авторскими прочтениями образов. Новиков ощущает апокалипсис как реально происходящее событие. Художник – своего рода рентген, он тонко чувствует действительность и передает это зрителю, который должен на уровне собственного сознания и интеллектуального наполнения понять, что совершает что-то не так.
Тверской зритель впервые познакомится с искусством этого мастера. В экспозиции выставки представлены работы художника, относящиеся к разным периодам творчества. Проект дополняется авторскими инсталляциями и скульптурными объектами в экспозиционном зале и в дворцовом саду. Некоторые произведения выполнены специально для Тверской областной картинной галереи, что делает выставку еще более интересной и уникальной.
Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец и Дворцовый сад).
Справки и заказ экскурсий по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИГОРЯ НОВИКОВА
«ФАНТОМЫ-МАРИОНЕТКИ»
в саду Тверского императорского дворца
8 октября 2021 года на третьем этаже в экспозиционном зале Тверского императорского дворца открывается выставка Игоря Алексеевича Новикова, русско-швейцарского художника, члена-корреспондента, академика Российской академии художеств. В нашем саду зритель может увидеть продолжение выставочного проекта – инсталляцию «Фантомы-марионетки», которую автор, приехав в Тверь, собственноручно установил на лужайках дворцового сада. Фигуры продолжили основную экспозицию выставки: они будто бы сошли с живописных полотен автора в реальный мир.
Бегущие, карабкающиеся на фоне настоящего пейзажа красные, белые и черные фигуры-пиктограммы создают яркий контраст и в то же время остаются в цветовой гармонии с живым садом. Главный герой работ художника – русский человек, который предстает перед нами в виде красной пиктограммы. Данная инсталляция воплощает в себе мысль о воссоединении двух неразделимых структур: природы и человека.
Пиктограммы предельно обобщены, они словно олицетворяют собой весь народ. В этих притягивающих взгляд художественных образах сконцентрировано множество символов и смыслов, фигуры с успехом «адаптируются» как на живописных полотнах Игоря Новикова, так и в реальной среде. Выстраиваясь в ряды и составляя между собой разнообразные композиции, они будто «комментируют» ситуацию «здесь и сейчас» в этом мире.
Белякова Александра, куратор выставочного проекта
