Афиша мероприятий в Тверском императорском дворце на сентябрь 2021 года
Уважаемые посетители, обращаем ваше внимание на изменения режима работы дворцового сада и выставочных залов оранжереи Тверского императорского дворца,
а также на актуальные правила посещения Тверской областной картинной галереи и ее филиалов

EN

Выставка

Русская Мадонна

11 августа — 28 ноября

Графика Бориса Ермолаева

из собрания Тверской областной картинной галереи


В обширном собрании графики Тверской областной картинной галереи хранятся листы, оригинальностью авторской манеры способные впечатлить самого искушенного зрителя. Убедительным подтверждением тому являются представленные на выставке произведения Бориса Николаевича Ермолаева, члена Союза Художников СССР, талантливого живописца, графика, блестящего мастера литографии.

Борис Ермолаев родился 5 августа 1903 года в Петербурге. С детских лет увлекался рисованием. В 1925 году окончил Ленинградский художественно-

промышленный техникум, где учился у выдающихся мастеров: А.А. Рылова, М.И. Авилова, В.Н. Федоровича; а тремя годами позже - Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Молодой художник набирался профессионального опыта, работая для советских газет и журналов («Красная панорама», «Резец»), иллюстрировал детские книги для издательств «Молодая гвардия» и «Радуга». В 1930-х годах ежегодно принимал участие в выставках ленинградских художников, активно работал в технике масляной живописи, в поисках авторской манеры обращаясь к яркой декоративности, свойственной народному искусству. В 1941-1943 годах служил в частях Ленинградского фронта, был тяжело ранен.

В послевоенные годы творческий путь Б.Н. Ермолаева вплотную связан с искусством графики. Работая в экспериментальной литографской мастерской ленинградского Союза художников, он смог найти оригинальный пластический метод, воплощенный в сериях рисунков и полихромных литографий 1950-70-х годов. Произведения из наиболее значительного цикла «Деревня» составили основу настоящей выставки.

Жанровые по сюжетам эстампы – сельские пейзажи, сцены полевых работ – лишены прямых описаний быта и представляют своеобразное переосмысление натурных наблюдений художника. Броские и звучные или, напротив, сдержанные пятна открытого цвета доминируют над линией, местами равноправно соседствуя с нетронутыми фрагментами бумажной основы. Простая плоскостная форма и тонко прочувствованные колористические сочетания воплощают на бумаге самобытное мироощущение автора.

В стилистике произведений Бориса Ермолаева на деревенские мотивы кроются отголоски лубочных картинок, искусства примитива Нико Пиросмани, достижений русского и зарубежного авангарда (фовизм Анри Матисса, «Крестьянский цикл» Казимира Малевича). Творческий метод, основанный на пластическом обобщении, позволяет художнику придать простому сюжету поэтическое настроение. Лаконичные композиции, повествующие о вечных ценностях: дружбе, труде, материнстве – приобретают метафорическое звучание, а визуально понятные персонажи воспринимаются как цельный символический образ.

Выразительны в этом плане листы «Русские девушки» (1963), изображающие лица персонажей, объединенные в один овал. Закругленные очертания контрастных цветовых пятен придают композициям почти орнаментальную ритмичность. Женские образы в литографиях «Мать» (1962), «Русская мадонна» (1969), словно портреты, выхваченные из многофигурных «деревенских» композиций, но проникнутые высоким духовным смыслом, спокойствием и гармонией.

Продолжением темы русской деревни являются листы из цикла «Деревенские интерьеры». Русская печь, домотканый половик, цветы в глиняной крынке – полноценные герои этих произведений, имеющие свой характер и увиденные как символы размеренной деревенской жизни.

Безупречный художественный вкус и чувство меры проявляются в работах, выполненных акварелью и цветными карандашами («Красный стул», 1955, «Беседа», 1960-е). В литографиях «Женщины с птицами», «Интерьер» (1964) автор создаёт воздушный линейный рисунок переплетением синих, красных, желтых контуров, напоминающих цветные нити на белом полотне народной вышивки.

Ученик представителей традиционной академической школы, современник мастеров русского авангарда, Борис Ермолаев сохранил творческую свободу в многогранном художественном пространстве XX века. Основанные на философском размышлении о вечной красоте мира и человека, произведения выдающегося графика кажутся сегодня невероятно современными, как говорил он сам, «…в бесконечных возможностях простых линий и красок».

 


Время работы:

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день*

Ср. — Чт.

11:00 — 18:00

Пт.

11:00 — 20:00

Сб. — Вс.

11:00 — 18:00

*Экскурсии по предварительной записи. Самостоятельное посещение экспозиции не предусмотрено

По средам зал древнерусского искусства на 1-м этаже Западной башни закрыт для посещения

Санитарный день - последний четверг каждого квартала (дворец в эти дни закрыт, дворцовый сад и экспозиционные залы оранжереи работают в обычном режиме)

Режим работы дворцового сада: среда-воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:00), понедельник-вторник – выходные дни.

Здание оранжереи находится на реставрации, но для посещения доступны его выставочные залы: среда-четверг, суббота-воскресенье с 11:30 до 16:30, пятница с 11:30 до 19:30

Билеты в выставочные залы оранжереи приобретаются во дворце или в кассе дворцового сада

Касса закрывается за час до окончания работы галереи.

Адрес:

170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3

Купить билет