EN

Выставка

Покровитель просвещения. Портрет Алексея Марковича Полторацкого, предводителя дворянства Тверской губернии

1 июля — 1 сентября

Алексей Маркович Полторацкий (вторая половина 1760-х гг. - 1843) происходил из богатейшей помещичьей семьи Новоторжского уезда. Его отцом и основателем рода был выслужившийся придворный певчий, детям которого такое происхождение создало не вполне заслуженную репутацию парвеню - «недавно вышедшего из купцов семейства, в коем все братья и сестры отличались и резким тоном, и необыкновенною во всех родах предприимчивостью». Однако по матери Полторацкие принадлежали к древнейшему роду Шишковых, служившему еще тверским князьям и родственному многим дворянским семьям Тверской губернии. А. М. Полторацкий служил в Петербурге, где к 1810 г. достиг чина действительного статского советника (аналог генерал-майора). В 1812 г. он вступил в тверское ополчение, где командовал пешим полком. Личные заслуги, состояние и связи на малой родине делали Полторацкого идеальным кандидатом для занятия высоких выборных должностей в Твери. В 1815 г. на первых послевоенных выборах он стал губернским предводителем дворянства и затем с перерывами избирался на этот пост еще пять раз. В последнее предводительское трехлетие (1836-1838) Полторацкий начал реализацию масштабного начинания тверского дворянства – устройства нового комплекса зданий для губернской гимназии. Он успел организовать лишь первый, «бумажный» этап стройки, учредив попутно при гимназии Благородный пансион для дворянских детей.          

В 1838 г. А. М. Полторацкий сыграл ключевую роль в появлении нового элемента в комплексе Тверского императорского дворца - Дворцовой гауптвахты. Поскольку для затеянного им строительства гимназии отвели старый гарнизонный плац на южной стороне Соборной площади, оттуда следовало перенести здание главного поста военной комендатуры. Рассматривалось несколько вариантов его нового расположения без соседства с дворцом. Однако Полторацкий предложил место, которое «одной длинной стороной лежит на протяжении Миллионной улицы, а с прочих трех сторон окружено Собором, частию здания Дворца и принадлежащими к нему строениями». Губернатор согласился, уточнив: строить не на красной линии улицы, а «задним фасадом весьма близко к службам Императорского дворца». 1 марта 1838 г. на представлении об этом, поданном императору, Николай I начертал «Согласен». Перенос гауптвахты к дворцу следовало осуществить силами просителей. Большую часть работ Полторацкий провел в тот же строительный сезон, еще до завершения своего последнего предводительского срока. Это был единственный объект начатой им большой строительной кампании, который ему довелось увидеть завершенным.

В 1859 г. в связи с окончанием строительства гимназии дворянству предстояло заказать картину для специальной ниши в ее актовом зале. Ранее интерьеры не только присутственных мест Твери, но и Благородного собрания украшались исключительно изображениями императоров. Скорее всего, в гимназии тоже поместили бы очередной царский портрет. Но атмосфера «оттепели» Александра II вызвала у дворян стремление изменить привычный порядок и впервые сделать героем полотна своего собрата. Губернский предводитель А. М. Унковский предложил кандидатуру Полторацкого. Давно покойный, многими забытый, и при этом далеко не единственный дворянский деятель, причастный к кампании по обустройству гимназии, Полторацкий был удобен для утверждения в Петербурге благодаря своим заслугам и большому предводительскому стажу. И действительно, министр просвещения разрешил установку портрета, «усматривая из дел, что покойный принимал деятельное участие в учреждении при Тверской гимназии Благородного пансиона». Так в жизнь Тверской губернии впервые вошла традиция, согласно которой установка портрета в публичном месте стала способом поощрения заслуг общественных деятелей.

Заказ поручили недавнему выпускнику Училища живописи, ваяния и зодчества москвичу В. В. Пукиреву. Ему следовало создать гимназическую реликвию - большой парадный портрет беспрецедентных для Твери габаритов (247х160 см). Художнику пришлось заговорить языком условностей и встроить свое произведение в длинный ряд картин, герой которых – сановник на фоне объекта, созданного его трудами. Поэтому за спиной своего героя Пукирев изобразил элемент реального городского пейзажа с новыми гимназическими зданиями (основным корпусом и флигелем Благородного пансиона), которые появились на этом месте значительно позже кончины Полторацкого. При этом самому Алексею Марковичу художник придал облик, соответствующий реалиям 1830-х годов, ориентируясь на прижизненный портрет, предоставленный потомками. На фраке Полторацкого Пукирев изобразил награды, которые были призваны свидетельствовать публике о заслугах изображенного. Не было упущено ничего, и те два знака отличия, которые мы видим на портрете – действительно все, чем Полторацкий был награжден на свою долгую жизнь. Это Знак беспорочной службы за ХХХ лет (пожалован 22.08.1835) и орден св. Станислава II степени (пожалован 27.10.1836), дарованный Полторацкому в наиболее почетной модификации - со звездой. Поскольку награждать звездами при этой степени ордена вскоре перестали, к временам Пукирева награда на портрете Полторацкого по умолчанию воспринималась как «Станислав» первой степени.  

Искусственно сконструировав своего героя, которого никогда не видел лично, Пукирев дистанцировался от результата, придав картине мрачный колорит, который безошибочно считывался его современниками как признак посмертного портрета. Это придало картине тревожное звучание, а покровителя просвещения, каким, вероятно, хотели видеть Полторацкого заказчики, превратило в трактовке Пукирева в героя готического романа. 

Произведение было доставлено в губернскую гимназию в декабре 1861 г. и находилось там до 1923 г., когда совпартшкола, разместившаяся в бывших гимназических стенах, передала его в губернский музей. В 1928 г. полотно вошло в первую экспозицию художественного отдела музея - Картинной галереи – и было доступно посетителям в помещении бывшей дворцовой церкви.

Портрет Полторацкого принадлежит к числу произведений, переданных в собрание Калининской областной картинной галереи в 1937 г. Картина поступила с многочисленными повреждениями – прорывами и деформацией холста, жестким грунтовым кракелюром, утратами красочного слоя, со следами неумелых домузейных реставраций. Осмотр портрета выявил последствия как минимум двух реставрационных вмешательств: в первом случае произведение промывали от загрязнений и потемневшего лака, сильно повредив при этом красочный слой. На изображении фигуры, драпировок, вдоль нижнего края появились обширные потертости живописи до грунта. Они были грубо прописаны, картина снова покрыта лаком. Впоследствии этот лак также пожелтел, так что были предприняты новые попытки  расчистки потемневших слоев. Следы этой беспорядочной расчистки видны на фотографии картины до реставрации.

В процессе подготовки портрета к экспонированию реставраторами галереи были заделаны прорывы холста, укреплен красочный слой, грозящий осыпями, подведен реставрационный грунт. Пожелтевший лак был выровнен и утоньшен, записи удалены, потертости красочного слоя тонированы.

 В настоящее время реставрация не завершена. После окончания выставки произведение вернется в реставрационную мастерскую для окончания реставрационных работ.

Работой Пукирева, ближайшей по времени к созданию портрета Полторацкого, стала прославившая художника картина «Неравный брак», создававшаяся почти одновременно с заказом для Твери и впервые показанная в 1863 г. Центральной фигурой на ней также выступает старик во фраке и с орденской звездой. Эта аналогия, впервые подмеченная калининским искусствоведом Л. И. Кац, дала основание гипотезам, что Пукирев создал своего престарелого жениха, опираясь на облик Полторацкого. Возможно, художник, который на стадии проработки фигуры Полторацкого не мог избежать работы с натурщиком, эти подготовительные штудии использовал в картине, которую осмысливал параллельно с заказной. При этом буквального цитирования он последовательно избегал: придал жениху другую внешность, поменял орден, сделав из «Станислава» «Владимира», переодел из архаичного фрака 1830-х годов в костюм более современного покроя. Однако фундаментально остался верен тому типу пожилого сановника, на который вышел, создавая портрет Полторацкого. Возможно, это повторное использование не ограничивалась соображениями типажности. Портрет Полторацкого писался как заведомо посмертный, и перенос его образа в жанровое полотно придал посланию художника, заложенному в «Неравный брак», не только обличительный, но и поистине зловещий подтекст: по сути, в этой картине девушку выдают замуж за живого мертвеца, в буквальном смысле слова «жениха из преисподней».

Время работы:

7 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 18:00, дворцовая оранжерея – с 11:30 до 17:30, касса – до 17:00

8 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 19:00, зимний сад дворцовой оранжереи с 11:30 до 18:30, выставочный зал дворцовой оранжереи с 14:00 до 18:30, касса – до 18:00

9-10 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 18:00, дворцовая оранжерея – с 11:30 до 17:30, касса – до 17:00

11 МАРТА – выходной день

12-13 МАРТА – экскурсионные дни по предварительной записи (самостоятельное посещение не предусмотрено)

***************

ТВЕРСКОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. – Чт.

11:00 — 18:00

Пт.

11:00 — 20:00

Сб. — Вс.

11:00 — 18:00

Касса закрывается за час до окончания работы дворца

Санитарный день - последний четверг каждого квартала

По средам зал древнерусского искусства на 1-м этаже Западной башни закрыт для посещения

ДВОРЦОВАЯ ОРАНЖЕРЕЯ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. — Чт.

11:30 – 17:30

Пт.

11:30 – 19:30

Сб. – Вс.

11:30 – 17:30

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы оранжереи

ДВОРЦОВЫЙ САД

С 1 ноября 2023 года по 31 марта 2024 закрыт для посещения

Адрес:

170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3

Купить билет