EN

Выставка

Коллекция в коллекции: детский портрет в фамильной картинной галерее князей Куракиных

1 ноября — 4 февраля

Цикл выставок «Коллекция в коллекции» впервые столь разнообразно знакомит зрителя с художественными сокровищами князей Куракиных из усадьбы Волосово-Степановское (Зубцовский уезд) в той их части, которая находится в фондах Тверской областной картинной галереи. Произведения из Волосова-Степановского рассредоточены по местным и центральным музеям, среди которых – Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей. В нашем собрании находится около 150 живописных работ, а также произведения графики и декоративно-прикладного искусства.

Коллекция Куракиных относится к кругу старейших в России картинных галерей, возникших в петровские времена в преобразованных на европейский манер феодальных резиденциях. Уже в первой четверти XVIII века в усадьбе началось формирование комплекса портретов хозяев имения, их предков и родственников, а также персон, по каким-либо причинам значимых для владельцев, в том числе представителей зарубежных владетельных домов. Эта коллекция пополнялась на протяжении двух столетий. Поскольку в портретной галерее целью владельцев было скорее сохранение фамильной памяти, нежели коллекционирование как таковое, в собрании соседствовали произведения самого различного качества, в том числе копии и любительские эксперименты. Цель нашего выставочного проекта – представить во всем разнообразии этот комплекс памятников, ценный уже тем, что в нем в концентрированном виде отражены метания эпохи, впитывавшей приемы, условности и знаковые системы европейского искусства и спешившей перенести их на русскую почву.

В княжеской галерее широко представлены детские портреты. Именно из собрания Куракиных в ТОКГ поступил, возможно, один из самых ранних в России памятников такого рода – написанный в 1715 г. портрет А. И. Паниной в 4-летнем возрасте, занимающий почетное место в зале петровского искусства постоянной экспозиции. И по нему, и по некоторым произведениям, ныне представленным на выставке, хорошо заметна особенность произведений этого жанра, присущая XVIII веку: в русском искусстве того времени еще не сформировалось понимание детства как особого состояния. Не существовало пока что и специфической детской моды. Художники не ценили и не умели передавать естественность ребенка, и на их полотнах дети, даже самые маленькие, представали уменьшенным подобием взрослых. Представителя высшего общества живописец запечатлевал во всей полноте его социальных характеристик. Девочку изображали статичной и чинной, заключенной в платье взрослой дамы, мальчика – во взрослом кафтане, а при наличии соответствующих прав по рождению – в мундире, с оружием, при регалиях. Именно таковы, например, представленные на выставке портреты внебрачного сына Людовика XIV Луи-Александра, облаченного в латы, и бастарда самих Куракиных А. Н. Сердобина в униформе Мальтийского ордена. На первый взгляд, загадочным исключением из тенденции к официозу выглядит большой пастельный портрет неизвестного ребенка (1783 г.), который, однако, является лишь копийным отображением зарубежного образца. В целом же нишей для более вольной трактовки детских образов оставались разве что священная история и сценки из жизни простонародья, представленные на выставке сюжетом «Девушка с корзиной яиц» и изображением Мадонны с младенцем, созданным одной из представительниц рода Куракиных.

В XIX веке европейское и российское общество повернулось к детству лицом, спровоцировав бурное развитие детской литературы, детского костюма и детской темы в искусстве. Теперь ребенок не уподоблялся, а противопоставлялся взрослому. Из популярных трактовок детского вопроса, возникавших на художественном рынке, Куракиным оказались ближе всего две, что заметно и по экспонатам выставки. Одной из них было стремление к утрированной миловидности и своего рода «ангелоподобию», развивавшееся в сторону фактического отказа от передачи половой принадлежности модели. Другая, пришедшая несколько позже, осваивала тип примерного ребенка, идиллически предающегося приличествующим его возрасту занятиям. Это направление оказалось излюбленным и для владельца усадьбы Волосово А. Б. Куракина (1809-1872) – дипломата, придворного и художника-дилетанта. Главной темой творчества князя стала повседневная жизнь его жены и детей, благодаря чему в собрании ТОКГ присутствует целая серия любительских по качеству, но очень обаятельных и информативных полотен, посвященных досугу детей Куракиных в имении и за границей.  

Время работы:

7 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 18:00, дворцовая оранжерея – с 11:30 до 17:30, касса – до 17:00

8 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 19:00, зимний сад дворцовой оранжереи с 11:30 до 18:30, выставочный зал дворцовой оранжереи с 14:00 до 18:30, касса – до 18:00

9-10 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 18:00, дворцовая оранжерея – с 11:30 до 17:30, касса – до 17:00

11 МАРТА – выходной день

12-13 МАРТА – экскурсионные дни по предварительной записи (самостоятельное посещение не предусмотрено)

***************

ТВЕРСКОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. – Чт.

11:00 — 18:00

Пт.

11:00 — 20:00

Сб. — Вс.

11:00 — 18:00

Касса закрывается за час до окончания работы дворца

Санитарный день - последний четверг каждого квартала

По средам зал древнерусского искусства на 1-м этаже Западной башни закрыт для посещения

ДВОРЦОВАЯ ОРАНЖЕРЕЯ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. — Чт.

11:30 – 17:30

Пт.

11:30 – 19:30

Сб. – Вс.

11:30 – 17:30

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы оранжереи

ДВОРЦОВЫЙ САД

С 1 ноября 2023 года по 31 марта 2024 закрыт для посещения

Адрес:

170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3

Купить билет