EN

Выставка

«Музыканты» (Н.Х., XVIII в.)

1 ноября — 4 февраля

Неизвестный художник XVIII века
«Итальянский концерт»
1750-е гг. (?)

Картина XVIII века с музицирующей компанией - самое раннее в собрании ТОКГ произведение русской жанровой живописи, но из-за неудовлетворительного состояния она никогда не экспонировалась. Реставрация, предпринятая специалистами Государственной Третьяковской галереи еще в 1937 году, ограничилась физическим спасением полотна, погибавшего от ветхости. Холст дублировали, красочный слой укрепили, но потемневший загрязненный лак и выполненные ему в тон многочисленные старые тонировки по-прежнему закрывали оригинальную живопись. Детали изображения читались с трудом, авторский колорит был искажен. На отдельных участках темно-коричневая пленка лака сплавилась с рыхлым, переродившимся и изменившимся в цвете красочным слоем.

Ныне этот интересный памятник занял место в залах музея благодаря реставрации, проведенной в мастерских Тверской картинной галереи. Позади кропотливая работа по удалению загрязненного лака, которая выполнялась небольшими участками специально подобранным составом с использованием лупы, микроскопа и регулярных просмотров в ультрафиолетовых лучах. Также удалены старые тонировки, а обнаружившиеся в ходе работ повреждения и утраты авторского холста и грунта восполнены реставрационными вставками. Взгляду зрителя снова доступны оттенки живописи, детали фигур и музыкальных инструментов, пейзаж на заднем плане. Открытие неизвестных ранее деталей сделало возможным исследование памятника и выявление его предыстории.

«Итальянский концерт» не случайно экспонируется рядом с цеховыми знаками тверских ремесленных корпораций – произведениями местных живописцев, выполненными на основе европейских прототипов. Он имеет сходную с ними историю возникновения. Функционально полотно создавалось, по-видимому, как десюдепорт, то есть декоративная панель для украшения наддверного пространства в дворянских домах эпохи рококо. Сюжетами десюдепортов часто были бытовые сценки, освоение которых служило отечественным мастерам XVIII века первой школой жанровой живописи. Однако стадия ученичества, которую переживало русское светское искусство, делала неизбежным подражание готовому образцу. Излюбленным источником заимствования была западная гравюра. Так получилось и с цеховыми знаками, и с «Итальянским концертом».

Прообразом картины стала карикатура, посвященная прошедшим в 1754 г. в Париже гастролям знаменитого итальянского тенора-кастрата Гаэтано Кафарелли. Певец отличался тяжелым характером и провокационным поведением, а его французское турне протекало в скандальной обстановке. Местный художественный рынок откликнулся на это гравюрой, где были изображены пятеро самых известных на тот момент итальянских композиторов и исполнителей - Доменико Скарлатти, Джузеппе Тартини, Джованни Баттиста Мартини, Пьетро Локателли и Сальваторе Ланцетти. В действительности эти люди, живя в разных странах Европы, никогда не собирались вместе, их объединение в данном случае означало лишь, что перечисляются фигуры из тех, что на слуху у каждого. Музыкантам была придана условная внешность, а на их личности указывали подписи. Шестым персонажем гравюры стал Кафарелли, изображенный в виде кота, устроившегося под клавесином. Перед котом разложены ноты и он тоже участник музицирования, которое, таким образом, превращается буквально в «кошачий концерт». В сопроводительном тексте выражается сожаление по поводу «животного, нарушающего сладостную гармонию». Сатирическое содержание прообраза, связанное с конкретными событиями во Франции, при попадании в Россию не заинтересовало местного художника, но дало ему хороший материал для создания модной жанровой сценки. Для этого ему пришлось пожертвовать комическим содержанием сюжета, персонификацией которого был кот, и воспроизвести только бытовой фон, сохранив, однако, и общую композицию оригинала, и множество примечательных деталей, в том числе особенности костюма героев, строго характерные для 1750-х годов.

Время работы:

7 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 18:00, дворцовая оранжерея – с 11:30 до 17:30, касса – до 17:00

8 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 19:00, зимний сад дворцовой оранжереи с 11:30 до 18:30, выставочный зал дворцовой оранжереи с 14:00 до 18:30, касса – до 18:00

9-10 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 18:00, дворцовая оранжерея – с 11:30 до 17:30, касса – до 17:00

11 МАРТА – выходной день

12-13 МАРТА – экскурсионные дни по предварительной записи (самостоятельное посещение не предусмотрено)

***************

ТВЕРСКОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. – Чт.

11:00 — 18:00

Пт.

11:00 — 20:00

Сб. — Вс.

11:00 — 18:00

Касса закрывается за час до окончания работы дворца

Санитарный день - последний четверг каждого квартала

По средам зал древнерусского искусства на 1-м этаже Западной башни закрыт для посещения

ДВОРЦОВАЯ ОРАНЖЕРЕЯ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. — Чт.

11:30 – 17:30

Пт.

11:30 – 19:30

Сб. – Вс.

11:30 – 17:30

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы оранжереи

ДВОРЦОВЫЙ САД

С 1 ноября 2023 года по 31 марта 2024 закрыт для посещения

Адрес:

170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3

Купить билет