EN

Выставка

«Суровый стиль». Зарождение, расцвет, эволюция

3 ноября — 11 февраля

3 ноября в Тверском императорском дворце откроется выставка «"Суровый стиль". Зарождение, расцвет, эволюция», организованная Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства Тверской области в рамках программы «Большое искусство – большой России». 38 живописных и графических работ из собрания коллекционеров и галерей-участников МККААД познакомят жителей Твери со значимым для советского искусства художественным направлением и позволят проследить его развитие с конца 1950-х до конца 1980-х годов.

«Суровый стиль», уникальное явление в художественной жизни страны, просуществовал всего несколько лет, с 1950-х до 1962 года. Он возник как противоположность сталинскому соцреализму с его изображением приукрашенной советской действительности. Героями произведений художников «сурового стиля» становились обычные люди, создатели новой жизни: строители, полярники, геологи, работающие в суровых условиях, их повседневная жизнь. Вторая основная тема – Октябрьская революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны; картины повествуют об исторической народной драме, о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека.

Период быстрого становления и расцвета закончился кризисом 1962 года – разгромом юбилейной выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. После этого художники «сурового стиля» пошли каждый своим путем, трансформируя образное мышление, стилистические и живописные находки в своем дальнейшем творчестве. Появилось живое и разноплановое искусство, которое в настоящее время принято называть искусством «шестидесятников». Эволюция «сурового стиля»  продолжалось еще два десятилетия, до 1980-х годов, оказав существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной живописи вплоть до настоящего времени.

На выставке будут представлены художники, «дети Великой Отечественной войны», чье творчество ознаменовало существенный перелом в культурном сознании в период «оттепели». Все они тяготели к обобщённым формам, монументальной композиции, их произведения отличались плакатной выразительностью и лаконичными цветовыми решениями.

Это выдающийся пейзажист, один из предшественников «сурового стиля» Георгий Нисский (1903–1987), ведущие представители направления Михаил Никонов (1928–2010), Виктор Попков (1932–1974), Павел Никонов (род. 1930) – его работа «Геологи» была среди экспонатов выставки «30 лет МОСХ», раскритикованной Хрущевым. Будут показаны работы одного из основоположников «сурового стиля» в живописи Николая Андронова (1929–1998), его работу «Плотогоны» часто называют манифестом направления; три картины Евсея Моисеенко (1916–1988), художника непростой судьбы, побывавшего в фашистском концлагере и отличающегося острым и точным рисунком, любовью к темному колориту. Будут представлены также работы Андрея Васнецова (1924–2009), Гелия Коржева (1925–2012), Петра Оссовского (1925–2015), автора одной из ключевых работ «Три поколения» (1959), определивших развитие «сурового стиля», живописца и графика Игоря Обросова (1930-2010), пишущего на темы русской деревни и связи поколений, а также менее известных представителей «сурового стиля», работавших в 1960-1970-х годах.

Выставка работает по 11 февраля 2024 года.

Подробнее о выставке:

Выставка «"Суровый стиль". Зарождение, расцвет, эволюция», экспонируемая в залах Тверской областной картинной галереи, посвящена уникальному явлению в художественной жизни второй половины XX века, получившему в советском искусствознании название «суровый стиль».

«Суровый стиль» как явление живописной культуры просуществовал всего несколько лет – с конца 1950-х по 1962 год. Период быстрого становления и расцвета закончился кризисом 1962 года – разгромом юбилейной выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. Дальше художники «сурового стиля» пошли каждый своим путем, трансформируя образное мышление, стилистические и живописные находки в своем дальнейшем творчестве. Эволюция «сурового стиля» продолжалась еще два десятилетия до начала 1980-х годов, оказав существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной живописи вплоть до настоящего времени.

Сам обобщающий термин «суровый стиль» появился в 1969 году в статье критика А. Каменского «Реальность метафоры» в журнале «Творчество», где он впервые применил его к картинам Г. Коржева, Н. Андронова, П. Оссовского и П. Никонова.

Художники, чьи картины представлены на выставке, принадлежат к числу мастеров, творчество которых ознаменовало существенный перелом в культурном сознании периода «оттепели». К концу 1950-х годов сформировалось поколение художников, чьи детство и юность прошли во время Второй мировой войны. Художники нового поколения искали пути обновления стиля и образности искусства. Реализуя концепцию нового художественного направления, молодые авторы опирались на традицию формальных исканий 1920–1930-х годов, связь с которой была насильственно прервана в сталинскую эпоху. Знакомство с творческим наследием шло параллельно с переоценкой целей и задач искусства, постоянным поиском новых художественных средств, отходом от канонов и шаблонов соцреализма. Художники  тяготели к обобщённым формам, монументальной композиции, их произведения отличались плакатной выразительностью и лаконичными цветовыми решениями.

Ранний – героический – «суровый стиль» возник как противоположность сталинскому соцреализму с его изображением приукрашенной советской действительности. Героями «сурового стиля» становятся обычные люди, создатели новой жизни: строители, полярники, геологи, работающие в суровых условиях, их настоящая повседневная жизнь. Вторая основная тема художников «сурового стиля» – Октябрьская революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны. Их картины повествуют не о величии подвига советского народа, а об исторической народной драме, о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека.

В 1960-х годах появилось много художников-подражателей, только формально повторяющих приемы «сурового стиля». По словам искусствоведа В. Мейланда, «суровый стиль» постепенно становился «общесоюзной колеей официального искусства, славящего «труд, мир, май». Он выродился в «суровую» общесоюзную монументалку, быстро заполнившую собой города и веси нашей просторной страны». Возникшая ситуация подтолкнула мастеров, стоявших у истоков этого направления, к поиску новых выразительных средств и переосмыслению своих творческих концепций. В результате чего появилось живое и разноплановое искусство, то, что в настоящее время принято называть искусством «шестидесятников».

В искусствоведческой литературе, посвященной данной теме, упоминается, что первые проявления признаков «сурового стиля» были отмечены на выставке молодых художников Москвы, открывшейся в Центральном Доме работников искусств в январе 1954 года. Непосредственными идейно-художественными предшественниками «сурового стиля» можно считать выдающихся советских художников 1920-х – 1940-х годов Александра Александровича Дейнеку (1899–1966) и Георгия Григорьевича Нисского (1903–1987). Они уловили тенденцию обновления и перемен как в искусстве, так и в жизни советской страны. Эти мастера в своем творчестве этого периода возродили знаменитый ОСТовский стиль, несколько преобразованный, модернизированный стилистикой нового времени. В творчестве Дейнеки общей гранью с «суровым стилем» можно назвать обращение к образам рядовых советских людей, а также монументальность его картин, композиционное построение и сдержанную цветовую гамму: «Оборона Петрограда» (1928), «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941), «Оборона Севастополя» (1942). Творчество Георгия Григорьевича Нисского, выдающегося советского пейзажиста, на выставке представлено живописным портретом жены художника 1940-х годов и двумя графическими работами «Прощание» и «Триумфальная арка».

Попков Виктор Ефимович (1932–1974). Один из лидеров художников «сурового стиля». В 1952–1958 учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской Е.А. Кибрика. Картина «Строители Братска» (1961) принесла художнику настоящую известность. Особое место в творчестве художника занял цикл «Мезенские вдовы». В него вошли картины «Воспоминания вдовы», «Одна» (1966), «Старость» (1968), «Сени» (1973), «Северная песня» (1968). За два года до смерти Попков написал известное полотно «Шинель отца» (1972). В 1975 Попкову посмертно была присуждена Государственная премия СССР за серию картин «Размышление о жизни». На выставке экспонируются три работы художника: «Переславль-Залесский. Дети» (1963); «Лошадка. Ферапонтов монастырь» (1964–1966) и «Весна. Дом творчества. Таруса (1970).

Никонов Павел Федорович (род. 1930). Живописец. Один из ведущих представителей «сурового стиля». В 1956 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Первую возможность получить представление об иной художественной жизни представил Павлу Никонову проводившийся в 1957 году в Москве VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого прошла Международная выставка молодых художников. В это время живописец написал картину «Наши будни» (1960), которая вошла в число лучших работ лидеров «сурового стиля» наряду с «Плотогонами» Н.И. Андронова, «Ремонтниками» Т.Т. Салахова, «Строителями Братска» В.Е. Попкова, «Полярниками» А.А. и П.А. Смолиных.  Самая известная картина П. Никонова «Геологи», была среди экспонатов знаменитой выставки «30-лет МОСХа» в Манеже (1962), разгромленной Никитой Хрущевым. На нашей выставке мы показываем две его работы позднего периода «Натюрморт в бордовых тонах» и «Изгнание».

Никонов Михаил Федорович (1928–2010). Живописец. В 1953 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В конце 1950-х отошел от академической школы и искал свой путь в искусстве. Вместе с братом Павлом был членом «Группы девяти», участники которой, опираясь на традиции мастеров «Бубнового валета», искали новые выразительные средства и символику. После участия в двух групповых выставок «Девятки», в 1960 в Москве и в 1961 в Ленинграде, художник вышел из группы. С 1970-х годов Михаил Никонов участвовал в ряде неофициальных выставок на ВДНХ и в научно-исследовательских институтах. После рекомендации руководства МОСХ принять решение, на чьей он стороне, художник отдалился как от официальных, так и неофициальных выставок. В нашей экспозиции представлено несколько его работ, созданных в 1960-е годы, написанных в экспрессивной, жёсткой манере: «Магнитка», «Рыбаки», «С бабушкой».

Особое место среди художников «сурового стиля» принадлежит Евсею Евсеевичу Моисеенко (1916–1988). Человек непростой судьбы, прошедший войну, плен и фашистский концлагерь. В 1935 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. 5 июля 1941 года  ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и в фашистский плен. До апреля 1945 года находился в концентрационном лагере. После освобождения сражался в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе. Демобилизовался в ноябре 1945 года, возвратился в институт и в 1947 году блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину «Генерал Доватор». И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно. Положение изменилось только после смерти Сталина. Известность принесли художнику картины на темы Гражданской и Великой Отечественной войн: «Красные пришли» (1961), «Матери, сёстры» (1967), «Черешня» (1969), «Победа» (1972), «9 Мая» (1975). В этих работах он философски переосмысливает тему войны. За картины «Первая конная», «Красные пришли», «Вестники», «Черешня» в 1970 удостоен звания Народный художник СССР. В 1974 за цикл картин «Годы боевые» ему была присуждена Ленинская премия, а в 1976 – орден Дружбы народов.

На выставке представлены три его произведения, созданные в конце 1950-х – 1960-х годах: эскиз к картине «Красные пришли», «Из детства» и «Землемер». Эти картины характеризуют зрелый период творчества художника – конец 1950-х – начало 1970-х годов, время «оттепели», подъема, надежд, творческих свершений. Многие из подобных произведений посвящены эпохе революции и гражданской войны. Автор не заостряет внимание зрителя на тяготах и бедах военного времени, а напротив, обобщает и романтизирует выбранные сюжеты, создавая образ, идею, а не просто рассказывая историю. В этих картинах прослеживаются характерные черты творческого почерка художника – острый и точный рисунок, любовь к темному колориту, обобщенная и экспрессивная манера исполнения.

Андронов Николай Иванович (1929–1998). Живописец, один из основоположников «сурового стиля». В 1954 окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Николай Андронов вошел в историю советского «сурового стиля» картиной «Плотогоны», которую часто называют одним из манифестов этого направления. В 1962 году после идеологического разгрома выставки «30 лет МОСХа» в Манеже картину объявили примером «злостного формализма». Андронова исключили из Союза художников, и он уехал в Вологодскую область, в село Ферапонтово возле знаменитого монастыря. Образы Русского Севера составили многолетний цикл – колористически-сдержанный, динамичный по красочной пластике, драматически-напряженный по настроению: «Зимняя ночь. Собаки», 1971; «Зимнее окно ночью», 1972; «Пожар», 1973. В цикле этом доминируют безлюдные пейзажи, интерьеры «избы-студии», «сельские натюрморты» и меланхолические автопортреты. В дальнейшем занимался мозаичными работами, создавал монументальные панно. С 1976 по 1988 год был председателем секции монументальной живописи МОСХ. В 1978 году ему было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР, а в 1996-ом  – Народного художника Российской Федерации. На выставке экспонируется портрет искусствоведа Елены Борисовны Муриной (1925–2021), исполненный мастером в 1961 году.

Обросов Игорь Павлович (1930-2010). Живописец и график, один из основоположников «сурового стиля» в советской живописи. В 1954 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище. Один из основоположников «сурового стиля». Основные темы в творчестве: русская деревня и связь поколений Село Слепцово на Ярославской земле и деревня Большое Рашино в Тверской области (связанная с предками матери художника) стали для художника неиссякаемым источником вдохновения. Позже обратился к портрету и городскому пейзажу. В 1972–1976 годах – секретарь правления Союза художников РСФСР. В 1983 году за триптих «Защитникам Москвы посвящается» получил золотую медаль им. М.Б. Грекова, в 1989-ом за триптих «Посвящение отцу» – Государственную премию СССР, а в 2000-ом  за цикл живописных произведений «Прощание с деревней» – Государственную премию Российской Федерации. На выставке мы показываем четыре картины художника: «Тригорское. Пушкинские горы» (1964), «Народное ополчение» (1968), «Облака над полями» (1984) и «Сольвейг» (1980-е).

Творчество известного художника монументальной живописи Андрея Владимировича Васнецова (1924–2009), одного из основателей «сурового стиля», отличают свойства монументалиста в станковых произведениях. Участник Великой Отечественной войны, после демобилизации в 1946 году поступил на факультет монументальной живописи Московского института прикладного и декоративного искусства. В 1953 году защитил диплом с отличием в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной. Автор многочисленных монументальных произведений, Народный художник СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1979). На выставке экспонируется эскиз к росписи на историко-революционную тематику «Баррикады» (1970-е) и два графических листа.

Творчество Гелия Михайловича Коржева (1925–2012) на выставке представлено картиной «Дополнительный урок» (1980-е). Гелий Коржев – один из ведущих советских живописцев, творчество которого посвящено темам революции, войны, отражению героических событий, происходивших в жизни Родины. В 1944–1950 годах учился в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1961году  был награжден Золотой медалью Академии художеств СССР за триптих «Коммунисты», а в 1966-ом стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. В 1962 году картина Г.М. Коржева «Художник» экспонировалась на 31-й Венецианской биеннале. Один из основателей «сурового стиля».

Оссовский Петр Павлович (1925–2015). Живописец, график. В 1944–1950 годах обучался в  Государственном художественном институте имени В.И. Сурикова в мастерской Сергея Герасимова. Автор картины «Три поколения» (1959. Художественная галерея. Пермь) – одной из ключевых работ, определивших развитие «сурового стиля». На нашей выставке мы показываем сюиту из пяти живописных работ: «Переезд», «Новгородские соймы» и «Рубежи жизни Родины. Год 1943» (1960-е), «Изборские плитоломы» и «Сибирские поля» (1970-е).

Кроме того, на нашей выставке представлены работы менее известных художников, работавших в период 1960-х – 1970-х годов, трансформировавших в своем творчестве стилистические и живописные находки «сурового стиля», тем самым обеспечив дальнейшее развитие этого направления в искусстве. Белорусский живописец Май Вольфович Данциг (1930–2017) в 1960-е годы создал ряд произведений на темы труда и быта: «В заводской столовой», «Сталевар», «Доменная печь», «Оператор», триптих «На страже мира» и др. Все эти работы – убедительные и правдивые рассказы об эпохе и ее людях, в них отразилась искренность автора, внимание к человеческим судьбам. «Мой «суровый стиль», – вспоминал художник, – был оппозицией официальному соцреализму. На выставке экспонируется его натюрморт «Солнечный день» (1965), а также «Восточный натюрморт» (1970) Карла Шоломовича Фридмана (1926–2001). С 1959  года настоящая дружба связывала художника с Виктором Попковым, с которым он постоянно ездил в Сибирь, по среднерусским областям и на Север. Карл Фридман – один из зачинателей и мэтров живописного шестидесятничества. Найдя в годы «оттепели» собственную манеру, он уже никогда существенно не отклонялся от нее. Картины Виктора Николаевича Чуловича (1922–1994) «Первая палатка на целине» (1960) и Юрия Ниловича Тулина (1921–1983) «Белая ночь на старом канале» (1963–1966) перекликаются с лучшими образцами произведений художников «сурового стиля».

Живописцы Борис Александрович Тальберг (1930–1984) и Вадим Алексеевич Кулаков (1939–2017) входили в число так называемых «монументалистов-шестидесятников» — группы художников, ставших видными представителями этого направления в СССР в 1960-х годах. Картины «Устьинский мост» (1961) и «Маляры» (1967–1968) несут в себе отпечаток «сурового стиля». Живописец Евгений Сергеевич Вахтангов (1942–2018) в своем раннем творчестве часто обращался к манере письма и композиционного построения картин художников «сурового стиля». Картина «Кремль. Москворецкая башня» 1979 года входит в серию его московских пейзажей, часть из которых находится в собрании ГТГ.

Всего на выставке в Тверской областной картинной галерее экспонируется 38 живописных и графических работ выдающихся советских художников ХХ века, чье творчество связано с понятием «суровый стиль» в советской живописи второй половины ХХ века. Работы представлены из собраний коллекционеров и галерей-участников Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.

Куратор Александр Киселев

Выставка «"Суровый стиль". Зарождение, расцвет, эволюция» реализована при поддержке Правительства Тверской области и Министерства культуры Тверской области в рамках региональной выставочной программы Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров «Большое искусство – Большой России». С 2013 года благодаря этой инициативе уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге и Арзамасе.

Время работы:

7 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 18:00, дворцовая оранжерея – с 11:30 до 17:30, касса – до 17:00

8 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 19:00, зимний сад дворцовой оранжереи с 11:30 до 18:30, выставочный зал дворцовой оранжереи с 14:00 до 18:30, касса – до 18:00

9-10 МАРТА – дворец открыт с 11:00 до 18:00, дворцовая оранжерея – с 11:30 до 17:30, касса – до 17:00

11 МАРТА – выходной день

12-13 МАРТА – экскурсионные дни по предварительной записи (самостоятельное посещение не предусмотрено)

***************

ТВЕРСКОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. – Чт.

11:00 — 18:00

Пт.

11:00 — 20:00

Сб. — Вс.

11:00 — 18:00

Касса закрывается за час до окончания работы дворца

Санитарный день - последний четверг каждого квартала

По средам зал древнерусского искусства на 1-м этаже Западной башни закрыт для посещения

ДВОРЦОВАЯ ОРАНЖЕРЕЯ

Пн.

Выходной

Вт.

Экскурсионный день по предварительной записи, самостоятельное посещение не предусмотрено

Ср. — Чт.

11:30 – 17:30

Пт.

11:30 – 19:30

Сб. – Вс.

11:30 – 17:30

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы оранжереи

ДВОРЦОВЫЙ САД

С 1 ноября 2023 года по 31 марта 2024 закрыт для посещения

Адрес:

170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3

Купить билет